====== Различия ====== Здесь показаны различия между выбранной ревизией и текущей версией данной страницы.

Ссылка на это сравнение

начало [2009/07/16 14:06]
graf_mur
начало [2013/05/05 13:21] (текущий)
graf_mur
Строка 2: Строка 2:
  
  
-Ха́йку (яп俳句), хокку (яп. 発句) — жанр традиционной японской лирической поэзии вака.+^  [[:​article|Статьи]] ​ ^  [[:​terms|Термины]] ​ ^  [[:​personnel|Персоналии]] ​ |  | 
 +|  [[:​%D0%BD%D0%B0%D1�%D0%B0%D0%BB%D0%BE|{{:​svitok.jpg?​nolink&​250x164}}]] ​ |  [[:​%D0%BD%D0%B0%D1�%D0%B0%D0%BB%D0%BE|{{:​dict.jpg?​nolink&​250x250}}]] ​ |  [[:​%D0%BD%D0%B0%D1�%D0%B0%D0%BB%D0%BE|{{:​haijin.jpg?​nolink&​250x206}}]] ​ |  | 
 +|**[[:​article|Раздел предназначен для статейпосвященных японской поэзии, ее жанровым особенностям и нюансам.]]** ​ |**[[:​terms|Словарь терминов ​японской поэзии. Всё, что встречается в специальной литературе, статьях,​ критике,​ а также в онлайн-дискуссиях.]]** ​ |**[[:​personnel|Биографические справки о людях, причастных к японской поэзии. Классики хайку и танка, современные хайдзины,​ теоретики и практики, переводчики и критики...]]** ​ |  | 
 +| | |  [[:​index|Алфавитный указатель]] содержит перечень всех статей Haikupedia.Ru |
  
-==== Структура и жанровые признаки хайку ==== 
  
-Оригинальное японское хайку состоит из 17 слогов (впрочем,​ уже у Басё встречаются отступления от нормы слогового состава),​ записанных в один столбец. Особыми разделительными словами — кирэдзи (яп. 切れ字 кирэдзи,​ «режущее слово») — текст хайку делится в отношении 2:1 — либо на 5-м слоге, либо на 12-м. При переводе хайку на западные языки традиционно — с самого начала XX века — местам возможного появления кирэдзи соответствует разрыв строки,​ так что хайку представляет собой трёхстишие слоговой структуры 5—7—5. ​В 1970-е гг. американский переводчик хайку Хироаки Сато предложил в качестве более адекватного решения записывать переводы хайку как ​моностихи;​ вслед за ним канадский поэт и теоретик Кларенс Мацуо-Аллар заявил,​ что и оригинальные хайку, создаваемые на западных языках,​ должны быть однострочными. Встречаются — среди переводных и оригинальных хайку — и двустрочные тексты,​ тяготеющие к слоговой пропорции 2:1. Что касается слогового состава хайку, то к настоящему времени и среди переводчиков хайку, и среди авторов оригинальных хайку на разных языках сторонники соблюдения 17-сложности (и/или схемы 5—7—5) остались в меньшинстве;​ по общему мнению большинства теоретиков,​ единая слоговая мера для хайку на разных языках невозможна,​ потому что языки значительно отличаются друг от друга средней длиной слов и, следовательно,​ информационной ёмкостью одинакового количества слогов.+== Внимание! ==
  
-Поскольку жанр — это формально-содержательное единство,​ для хайку важны отличающие его смысловые характеристики. Классические хайку обязательно строятся на соотнесении человека (автора),​ его внутреннего мира, биографии и т. п. с природой;​ при этом природа должна быть определена относительно времени года — для этого в качестве обязательного элемента текста используется киго (яп. 季語 киго, «сезонное слово»). Чаще всего повествование ведётся в настоящем времени:​ автор представляет свои переживания. Рифмы в хайку в европейском понимании нет, поскольку здесь используются другие принципы построения стиха. Очень важным является то, сколькими чертами рисуются рядом стоящие иероглифы. Если количество черт равное или почти равное,​ то японцы считают,​ что это хорошее хайку. А чем больше разница в количестве черт в рядом стоящих иероглифах — тем оно (в глазах японца) хуже. 
  
-==== История термина ​====+//​Haikupedia продолжает развиваться. Без поддержки энтузиастов проект не сможет стать сколь-нибудь значимым ​явлением в Рунете. Поэтому активное участие в создании Haikupedia будет только приветствоваться. Для этого нужно совсем немного - зарегистрироваться ​на сайте, бегло ознакомится с [[:​faq|FAQ]] и [[:​%D0%BD%D0%B0%D1�%D0%B0%D0%BB%D0%BE|Haikupedia - энциклопедия хайку]] и приступить к делу.// ​
  
-Слово «хокку» (яп. 発句, «начальная строфа») первоначально означало начальную строфу другой японской поэтической формы — рэнга (яп. 連歌 рэнга, «нанизывание строф») — или первую строфу танка. С начала периода Эдо (XVII век) хокку стали рассматриваться и как самостоятельные произведения. Термин «хайку» предложил поэт и критик Масаока Сики в конце XIX века для различения этих форм. 
  
-Генетически восходит к первой полустрофе танка (хокку буквально — начальные стихи), от которого отличается ​простотой поэтического языка, отказом от прежних канонических правилВ своём ​становлении хайку прошло ​несколько этапов. Поэты Аракида Моритакэ (1465—1549) и Ямадзаки Сокан (1465—1553) представляли себе хокку как миниатюру чисто комического жанра (такие миниатюры впоследствии получили название сенрю. Заслуга превращения хокку в ведущий лирический жанр принадлежит Мацуо Басё (1644—1694);​ основным содержанием хокку стала пейзажная лирика.+//5-05-2013 Обновление версии ​**DocuWiki** до последнейУстановка нового **wysiwyg** ​-редактора. Установка **capcha** ​в регистрационной форме.// 
  
-С именем Ёса Бусона (1716—1783) связано расширение тематики хокку. Параллельно в XVIII веке развиваются комические миниатюры,​ выделившиеся в самостоятельный сатирико-юмористический жанр сэнрю (яп. 川柳 сэнрю, «речная ива»). В конце XVIII — начале XIX веков Кобаяси Исса ввел в хайку гражданские мотивы,​ демократизировал тематику жанра. 
  
-В конце XIX — начале XX веков Масаока Сики приложил к хокку заимствованный из живописи метод сясэй (яп. 写生 сясэй, «зарисовки с натуры»),​ способствовавший развитию реализма в жанре хайку.+\\

Навигация

[[:article|Статьи]] ---- [[:terms|Термины]] ---- [[:personnel|Персоналии]] ---- [[:index|Алфавитный указатель]] ---- ---- [[biblio:начало|Библиотека]] ---- [[:haiku-links|Хайку-ссылки]] ---- [[:faq|FAQ]]\\ + [[faq:Рекомендации по оформлению страниц|рекомендации]]\\ + [[syntax|синтаксис]]

Свои инструменты