Различия

Здесь показаны различия между выбранной ревизией и текущей версией данной страницы.

Ссылка на это сравнение

вака [2009/10/12 15:31]
graf_mur
вака [2011/05/01 12:29] (текущий)
graf_mur
Строка 1: Строка 1:
-Информация по этому термину доступна тут [[http://​ru.wikipedia.org/​wiki/​Вака|Wikipedia]]+====== вака ​======
  
 +**Вака** (яп. 和歌, букв. «японская песнь») — японский средневековый поэтический жанр. Название жанра вака возникло в период Хэйан для отличия собственно японского поэтического стиля от преобладавшего в то время жанра китайской поэзии канси (яп. 漢詩), знание которой было обязательно для каждого аристократа.
 +
 +Вака как жанр традиционно подразделяется на несколько видов:
 +  * Танка (краткая песнь)
 +  * Тёка (долгая песнь)
 +
 +и некоторые другие.
 +
 +===== История =====
 +
 +В средневековой Японии существовал обычай обмениваться поэтическими посланиями (особенно это было характерно для любовной переписки). Это нашло отражение в пяти из двадцати томов антологии «Кокин Вакасю»,​ где была собрана любовная лирика. Кроме того, вака широко используется в «Записках у изголовья» Сэй Сёнагон,​ а так же в «Повести о Гэндзи» Мурасаки Сикибу (там записано 795 любовных вака, которыми обменивались персонажи). Обмен поэтическими посланиями в стиле вака стал традиционным и даже обязательным для японской аристократии того времени. Знание наиболее известных произведений в жанре вака, умение прочитать кстати по какому-либо случаю подобную песнь являлось показателем образованности и вкуса просвещённых людей эпохи Хэйан.
 +
 +Существовали также специально проводимые конкурсы вака: утакай (яп. 歌会, букв. «поэтические встречи»,​ проводились по случаю знаковых событий,​ таких как Новый год, любование луной и т. д.) и утавасэ (яп. 歌合, «поэтические соревнования»,​ соревнования между двумя командами по созданию стихов на указанную тематику. Со временем подобные увеселительные мероприятия приобрели серьёзную эстетическую окраску и стали важно частью японской средневековой культуры.
 +
 +===== Древняя Япония =====
 +
 +Первые стихи в жанре вака были записаны в свитках «Кодзики» и «Нихон сёки» — крупнейших памятниках древнеяпонской литературы. Там, однако,​ вака не была реализована как чёткая поэтическая форма.
 +
 +В двадцатитомной антологии «Манъёсю» старейшие вака встречается в виде форм тёка и танка. В «Манъёсю» включены вака императора Одзина,​ Отомо-но Якамоти (позднейшего редактора антологии),​ Нуката-но Окуми, Какиномото-но Хитомаро,​ Ямабэ-но Акахито,​ Яманоэ-но Окура, Отомо-но Табито и Отомо-но Якамоти. Кроме того, в антологию включены вака женщин и простолюдинов,​ чьи имена до современного читателя не дошли.
 +
 +===== Период Хэйан =====
 +
 +Во времена периода Нара и в начале периода Хэйан основным поэтическим жанром,​ культивировавшимся в среде аристократов была китайская поэзия канси. Однако,​ в X веке вследствие разрыва связей между японским и китайским императорскими дворами,​ японская аристократия обратила внимание на жанр национальной поэзии. Наложение японских поэтических жанров на китайские традиции привело к возрождению национальной культуры,​ жанр вака вновь стал популярным и процветающим. Вскоре,​ император Дайго приказал составить антологию вака — первую антологию,​ составленную под эгидой японских властей. Лучшие японские поэты того времени собирали в антологии произведения древних авторов,​ что нашло отражение в названии сборника — «Кокин Вакасю»,​ букв. «Древняя и современная антология».
 +
 +===== Средние века =====
 +
 +В период Камакура начал развиваться новый вид вака — рэнга (сцепленные строфы),​ жанр поэзии в которой авторами выступали несколько человек,​ дополняя своими строфами друг друга. Кроме того, в последние годы периода Хэйан, по указу и при личном участии императора Готоба была составлена очередная антология вака («Син Кокин Вакасю»). Окончательную редакцию антологии проводили Фудзивара Сюндзэй и его сын Фудзивара Тэйка. Тэйка впоследствии написал теорию создания вака, которой пользовались его последователи и практически все последующие японские поэты.
 +
 +В период Муромати жанр рэнга получил широкое распространение. Он стал популярен как в среде аристократов,​ так, посредством буддийских священников в среде богатых горожан. Вскоре,​ под покровительством императорского двора начали составляться антологии рэнга.
 +
 +Жанр танка остался прерогативой императорского двора. Консервативные тенденции обострили потерю гибкости и жизненности танка. В эти годы возникла традиция Кокин-дэндзю,​ восходящая к антологии «Кокин Вакасю». Она представляла систему толкования «Кокин Вакасю» и включала скрытый (или даже потерянный) смысл слов. Изучение вака свелось к выучиванию запутанных правил,​ сложных теорий,​ аллюзий и скрытых смыслов только для того, чтбы сочинять танка, достойные императорского двора.
 +
 +Несмотря на то, что шутливые формы вака встречались уже в «Кодзики» и «Манъёсю»,​ «облагораживание» жанра избавило вака от комических аспектов. В скором времени теория создания рэнга так же подверглась ревизии и обросла правилами и ограничениями. В качестве реакции на подобные тенденции в народном творчестве возникли хайкай и кёка — комические формы вака. Однако в период Эдо вака уже потерял гибкость и жизненность,​ став жанром подражания древним авторам.
 +
 +===== Сёгунат Токугава =====
 +
 +К времени раннего Эдо жанр вака уже не был столь популярен. Большую популярность приобрели хайкай (хайкай-но рэнга),​ в которых первыми строфами были хокку. Однако в поздний Эдо вака получил своё развитие вне пределов аристократии — Мотоори Норинага,​ собиратель традиционной японской литературы,​ попытался восстановить жанр вака как способ выражения лирический чувств по-японски. Он начал писать в жанре вака, и этот жанр снова стал важным для его учеников и последователей — членов школы Кокугаку. В провинции Этиго буддийский священник Рёкан начал создавать вака в намеренно наивном стиле, избегая сложных правил,​ традиционных для этого жанра.
 +
 +В среде горожан тем временем новое развитие получила форма сатирического вака — кёка, завоевавшая признание в среде образованных людей Эдо и Осаки.
 +
 +Однако,​ основная форма вака оставалась привязанной к старинным традициям и почти не получила развития.
 +
 +===== Новое время =====
 +
 +Очередное развитие жанр вака получил в новое время, когда некоторые поэты стали издавать семейные поэтические сборники (например,​ «Мёдзё»,​ прекративший своё существование довольно быстро,​ или «Хототогису»,​ издававшийся Масаокой Сики, дошедший в виде журнала до наших дней), в которых публиковались их друзья и ученики. Именно Масаока Сики считается отцом современной танка (именно он создал этот термин для отличия жанра от вака.
 +
 +Во времена Реставрации Мэйдзи Масаока Сики провозгласил необходимость обновления жанра вака, на волне обновления страны в целом. Сики превозносил стиль «Манъёсю»,​ в то время как о стиле «Кокин Вакасю» отзывался нелестно. Он приводил в пример третьего сёгуна Камакура,​ Минамото-но Санэтомо,​ писавшего вака в стиле Менъёсю. После смерти Сики, в период Тайсё, Сайто Мокити с друзьями собрал поэтический цикл Арараги,​ восхвалявший Манъёсю. Используя издававшийся ими журнал,​ Сайто с товарищами распространили своё влияние по всей стране. Тем не менее, при императорском дворе, вплоть до настоящего времени осталась основной и превалирующей традиционная форма вака.
 +
 +В настоящее время существует множество сообществ поэтов,​ пишущих в жанре вака. Во многих газетах существуют колонки,​ где публикуются вака.
 +
 +----
 +=== Источник ===
 +
 +[[http://​ru.wikipedia.org|Википедии]]
  
-<note warning>​Статья требует доработки</​note>​ 

Свои инструменты