====== Различия ====== Здесь показаны различия между выбранной ревизией и текущей версией данной страницы.

Ссылка на это сравнение

дьяконова1 [2009/10/13 19:16]
graf_mur
дьяконова1 [2009/10/13 19:41] (текущий)
kernell
Строка 4: Строка 4:
 ==== От вака к хайкай и хайку ==== ==== От вака к хайкай и хайку ====
  
-Происхождение японского жанра трехстиший (первоначальное название хокку, затем хайкай,​ и с конца XIX в. - хайку) искусственного характера и представляет собой исключение из правил. Трехстишия хайку всего в 17 слогов произошли из японских классических пятистиший танка, или вака в 31 слог посредством еще одного жанра, а именно "​связанных строф"​ - рэнга. \\ +Происхождение японского жанра трехстиший (первоначальное название ​[[хокку]], затем ​[[хайкай]], и с конца XIX в. - [[хайку]]) искусственного характера и представляет собой исключение из правил. Трехстишия хайку всего в 17 слогов произошли из японских классических пятистиший ​[[танка]], или ​[[вака]] в 31 слог посредством еще одного жанра, а именно "​связанных строф"​ - рэнга. \\ 
-Вака (букв. "​японская песня"​) - это общее понятие , которое включает в себя, главным образом,​ пятистишия танка (букв. "​короткую песню"​) и некоторые другие формы (шестистишие сэдока и "​длинную песню"​ нагаута),​ но часто употребляется в узком смысле как синоним танка. Поэзия вака возникла в древности и широко представлена в первой поэтической антологии японцев "​Собрание мириад листьев",​ (Манъёсю,​ VIII в.). \\+[[http://​www.haikupedia.ru/​вака|Вака]] (букв. "​японская песня"​) - это общее понятие , которое включает в себя, главным образом,​ пятистишия танка (букв. "​короткую песню"​) и некоторые другие формы (шестистишие сэдока и "​длинную песню"​ нагаута),​ но часто употребляется в узком смысле как синоним танка. Поэзия вака возникла в древности и широко представлена в первой поэтической антологии японцев "​Собрание мириад листьев",​ ([[Манъёсю]], VIII в.). \\
 Хокку (буквально "​начальные строки"​) - мост, соединяющий поэзию вака и поэзию хайку, т.е. два наиболее распространенных жанра японской поэзии. Другие поэтические жанры, хотя и существуют,​ но не могут идти ни в какое сравнение с танка и хайку по степени распространенности и влияния на жизнь японцев. Первые хайку датируются XV в. Первоначальные хайку, носившие в то время название хайкай,​ были всегда юмористическими,​ это были как бы комические куплеты полуфольклорного типа на злобу дня. Позже характер их совершенно изменился. \\ Хокку (буквально "​начальные строки"​) - мост, соединяющий поэзию вака и поэзию хайку, т.е. два наиболее распространенных жанра японской поэзии. Другие поэтические жанры, хотя и существуют,​ но не могут идти ни в какое сравнение с танка и хайку по степени распространенности и влияния на жизнь японцев. Первые хайку датируются XV в. Первоначальные хайку, носившие в то время название хайкай,​ были всегда юмористическими,​ это были как бы комические куплеты полуфольклорного типа на злобу дня. Позже характер их совершенно изменился. \\
-Впервые жанр хайкай (шуточные стихи) упоминается в классической поэтической антологии "​Собрание старых и новых песен Японии"​ (Кокин вака сю, 905 г.) в разделе "​Хайкай ута"​ ("​Шуточные песни"​),​ однако это еще не был жанр хайку в полном смысле слова, а лишь первое приближение к нему. В другой известной антологии "​Собрание горы Цукуба"​ (Цукубасю,​ 1356 г.) появились так называемые хайкай-но рэнга, т.е. длинные цепочки стихотворений на заданную тему, сочиненные одним или более авторами,​ в которых особенно ценились первые три строки - хокку. Первая антология собственно хайкай-но рэнга "​Собрание безумных песен Тикуба"​ (Тикуба кегинсю) была составлена в 1499 г. В то время выдающимися поэтами нового жанра почитались Аракида Моритакэ (1473-1549) и Ямадзаки Сокан (1464-1552). Возникновение жанра хайку датируется XV-XVI вв. \\+Впервые жанр хайкай (шуточные стихи) упоминается в классической поэтической антологии "​Собрание старых и новых песен Японии"​ ([[Кокин вака сю]], 905 г.) в разделе "​Хайкай ута"​ ("​Шуточные песни"​),​ однако это еще не был жанр хайку в полном смысле слова, а лишь первое приближение к нему. В другой известной антологии "​Собрание горы Цукуба"​ ([[Цукубасю]], 1356 г.) появились так называемые хайкай-но рэнга, т.е. длинные цепочки стихотворений на заданную тему, сочиненные одним или более авторами,​ в которых особенно ценились первые три строки - хокку. Первая антология собственно хайкай-но рэнга "​Собрание безумных песен Тикуба"​ ([[Тикуба кегинсю]]) была составлена в 1499 г. В то время выдающимися поэтами нового жанра почитались Аракида Моритакэ (1473-1549) и Ямадзаки Сокан (1464-1552). Возникновение жанра хайку датируется XV-XVI вв. \\
 Начальное трехстишие пятистишия танка, носившее название хокку, получило самостоятельное значение и начало развиваться как отдельный жанр. \\ Начальное трехстишие пятистишия танка, носившее название хокку, получило самостоятельное значение и начало развиваться как отдельный жанр. \\
 Хокку - это первые три строки длинной цепочки стихотворений рэнга, своеобразной амебейной формы, создаваемой обычно двумя и более поэтами,​ поэтическая перекличка голосов по три и две строки на заданную тему. Рэнга - это по сути дела пятистишие танка в 31 слог, разделенные на две части (доцезурную и послецезурную),​ своеобразный зачин и продолжение,​ которые повторяются заданное число раз. Сущность стихотворения состоит не столько в самом тексте,​ сколько в едва уловимой,​ но все же ощущаемой связи между стихами,​ которая по-японски называется кокоро (букв. душа, сердце,​ сущность). Связь между первой и второй частью стихотворения,​ т.е. трехстишием и двухстишием описывалось,​ например,​ словом ниои ("​запах",​ "​аромат"​). \\ Хокку - это первые три строки длинной цепочки стихотворений рэнга, своеобразной амебейной формы, создаваемой обычно двумя и более поэтами,​ поэтическая перекличка голосов по три и две строки на заданную тему. Рэнга - это по сути дела пятистишие танка в 31 слог, разделенные на две части (доцезурную и послецезурную),​ своеобразный зачин и продолжение,​ которые повторяются заданное число раз. Сущность стихотворения состоит не столько в самом тексте,​ сколько в едва уловимой,​ но все же ощущаемой связи между стихами,​ которая по-японски называется кокоро (букв. душа, сердце,​ сущность). Связь между первой и второй частью стихотворения,​ т.е. трехстишием и двухстишием описывалось,​ например,​ словом ниои ("​запах",​ "​аромат"​). \\

Навигация

[[:article|Статьи]] ---- [[:terms|Термины]] ---- [[:personnel|Персоналии]] ---- [[:index|Алфавитный указатель]] ---- ---- [[biblio:начало|Библиотека]] ---- [[:haiku-links|Хайку-ссылки]] ---- [[:faq|FAQ]]\\ + [[faq:Рекомендации по оформлению страниц|рекомендации]]\\ + [[syntax|синтаксис]]

Свои инструменты