Вы находитесь здесь: Начало » като-такэо
====== Различия ====== Здесь показаны различия между выбранной ревизией и текущей версией данной страницы.
като-такэо [2010/02/10 04:29] иса |
като-такэо [2017/07/26 10:55] (текущий) graf_mur |
||
---|---|---|---|
Строка 1: | Строка 1: | ||
====== Като Такэо ====== | ====== Като Такэо ====== | ||
- | 26 мая 1905– 3 июля 1993г. Като Такэо (Сюсон) 加藤楸邨 | + | {{:images:kato1.jpg?nolink|}}26 мая 1905– 3 июля 1993г. Като Такэо (Сюсон) 加藤楸邨 |
Строка 13: | Строка 13: | ||
\\ | \\ | ||
- | Постепенно в поэзии Сюсона сквозь оболочку чистой лирики проглядывают ростки гуманистического реализма. Работа в школе, где ему приходилось иметь дело с сотнями детей из небогатых семей, располагала к раздумьям о трудностях жизни. По совету Сюоси он решил продолжить образование и поступил в токийский университет Бунридайкокубунка на филологическое отделение, работая одновременно наборщиком в типографии «Асиби». Тем временем Сюсон подружился с [[Накамура Сэйитиро]], проникся идеей создания поэзии о людях и для людей. Как и [[Накамура Сэйитиро]], он стал писать в русле «школы поиска Человека» (нингэн танкю-ха), которую критики упрекали в излишней усложненности и проблемности. Как отмечает [[Ямамото Кэнкити]], «в Сюсоне с самого начала было нечто, отличавшее его от чистого лирика, придававшее его поэзии социальный подтекст». Урбанистические хайку Сюсона воспевали толчею городских улиц, нелегкий труд фабричных рабочих, повседневные заботы и огорчения школьников и студентов, но эти же люди в его поэзии находят время остановиться и оглянуться на цветение сакуры, багрянец осенних листьев, полную луну в небесах. | + | Постепенно в поэзии Сюсона сквозь оболочку чистой лирики проглядывают ростки гуманистического реализма. Работа в школе, где ему приходилось иметь дело с сотнями детей из небогатых семей, располагала к раздумьям о трудностях жизни. По совету Сюоси он решил продолжить образование и поступил в токийский университет Бунридайкокубунка на филологическое отделение, работая одновременно наборщиком в типографии «Асиби». Тем временем Сюсон подружился с [[Накамура Сэйитиро]], проникся идеей создания поэзии о людях и для людей. Как и [[Накамура Сэйитиро]], он стал писать в русле «школы поиска Человека» (нингэн танкю-ха), которую критики упрекали в излишней усложненности и проблемности. Как отмечает [[Ямамото Кэнкити]], «в Сюсоне с самого начала было нечто, отличавшее его от чистого лирика, придававшее его поэзии социальный подтекст». Урбанистические хайку Сюсона воспевали толчею городских улиц, нелегкий труд фабричных рабочих, повседневные заботы и огорчения школьников и студентов, но эти же люди в его поэзии находят время остановиться и оглянуться на цветение сакуры, багрянец осенних листьев, полную луну в небесах.\\ |
Строка 23: | Строка 23: | ||
\\ | \\ | ||
- | Даже впечатления от путешествий редко облекаются у Сюсона в форму бесстрастных пейзажных скетчей. Чаще всего в них ощущается присутствие человека. Природа воспринимается и осмысливается через призму человеческой жизнедеятельности: | + | Даже впечатления от путешествий редко облекаются у Сюсона в форму бесстрастных пейзажных скетчей. Чаще всего в них ощущается присутствие человека. Природа воспринимается и осмысливается через призму человеческой жизнедеятельности:\\ |
//Вол на пахоте —// | //Вол на пахоте —// | ||
Строка 32: | Строка 32: | ||
\\ | \\ | ||
- | Бытовая лирика Сюсона была близка читателям своей задушевностью и наполнена множеством чисто «японских» реалий — как, например, упоминание о священном для каждого японца ежевечернем омовении в ванне или купальне, воскрешающем воспоминания детства и юности: | + | Бытовая лирика Сюсона была близка читателям своей задушевностью и наполнена множеством чисто «японских» реалий — как, например, упоминание о священном для каждого японца ежевечернем омовении в ванне или купальне, воскрешающем воспоминания детства и юности:\\ |
//Я в белом исподнем —// | //Я в белом исподнем —// | ||
Строка 41: | Строка 41: | ||
\\ | \\ | ||
- | Конец тридцатых годов, известный как «период мрака» в японской культуре, не мог оставить Като Сюсона равнодушным к социальным проблемам. Нарастающая волна милитаристского психоза вызывала у поэта тревогу за будущее страны. Запуганной либеральной интеллигенции было приказано сотрудничать с властями, но Сюсон долгое время старался не поддаваться пропаганде, взывая к здравому смыслу и тщетно надеясь услышать голос разума в горячке военных приготовлений: | + | Конец тридцатых годов, известный как «период мрака» в японской культуре, не мог оставить Като Сюсона равнодушным к социальным проблемам. Нарастающая волна милитаристского психоза вызывала у поэта тревогу за будущее страны. Запуганной либеральной интеллигенции было приказано сотрудничать с властями, но Сюсон долгое время старался не поддаваться пропаганде, взывая к здравому смыслу и тщетно надеясь услышать голос разума в горячке военных приготовлений:\\ |
//Жабы вы, жабы,// | //Жабы вы, жабы,// | ||
Строка 53: | Строка 53: | ||
\\ | \\ | ||
- | В первые годы войны Сюсон публикует целый ряд анималистических хайку, которые — в свете событий на театрах военных действий — можно было трактовать как политическую сатиру. Правда, определить, на кого именно направлена сатира, было невозможно, да и сам автор всегда мог сказать, что никакого подтекста в его строках нет. | + | В первые годы войны Сюсон публикует целый ряд анималистических хайку, которые — в свете событий на театрах военных действий — можно было трактовать как политическую сатиру. Правда, определить, на кого именно направлена сатира, было невозможно, да и сам автор всегда мог сказать, что никакого подтекста в его строках нет.\\ |
//Муравьишка все ж// | //Муравьишка все ж// | ||
Строка 73: | Строка 73: | ||
По возвращении на родину Сюсон застал страну в тяжкой агонии. Не было горючего, не хватало продовольствия. Города горели и рушились под ковровыми бомбежками американской авиации. Сотни хайку Сюсона передают страшные впечатления того времени: | По возвращении на родину Сюсон застал страну в тяжкой агонии. Не было горючего, не хватало продовольствия. Города горели и рушились под ковровыми бомбежками американской авиации. Сотни хайку Сюсона передают страшные впечатления того времени: | ||
- | В ночь на 23 мая был большой налет. Посадив на закорки больного брата, я всю ночь бродил среди горящих зданий, разыскивая Митио и Акио | + | В ночь на 23 мая был большой налет. Посадив на закорки больного брата, я всю ночь бродил среди горящих зданий, разыскивая Митио и Акио\\ |
//Вижу в пламени// | //Вижу в пламени// | ||
Строка 82: | Строка 82: | ||
\\ | \\ | ||
- | Стихи о бедствиях войны были опубликованы в сборнике Сюсона «Воспоминания об огне» («Хи-но киоку», 1948) — одном из самых сильных исторических свидетельств пережитых народом страшных лет. | + | Стихи о бедствиях войны были опубликованы в сборнике Сюсона «Воспоминания об огне» («Хи-но киоку», 1948) — одном из самых сильных исторических свидетельств пережитых народом страшных лет.\\ |
//Полотно «Хиросима» —// | //Полотно «Хиросима» —// | ||
Строка 91: | Строка 91: | ||
\\ | \\ | ||
- | В послевоенные годы Като Сюсон продолжал много писать, публикуя также свои многотомные исследования о поэзии Басё. Как и [[Накамура Сэйитиро]], он оставался маяком для новых поколений поэтов, неизменно сохраняя в своей лирике гуманистическую тональность, не чуждую мягкого юмора и самоиронии: | + | В послевоенные годы Като Сюсон продолжал много писать, публикуя также свои многотомные исследования о поэзии Басё. Как и [[Накамура Сэйитиро]], он оставался маяком для новых поколений поэтов, неизменно сохраняя в своей лирике гуманистическую тональность, не чуждую мягкого юмора и самоиронии:\\ |
//Подмерзает нос.// | //Подмерзает нос.// | ||
Строка 99: | Строка 99: | ||
//могла быть посмертной...// | //могла быть посмертной...// | ||
+ | {{:images:za_syuuson.jpg?nolink|}} | ||
---- | ---- | ||
Строка 114: | Строка 114: | ||
[[http://wkdhaikutopics.blogspot.com/2007/03/kato-shuson.html|Страница в Haiku Topics]] | [[http://wkdhaikutopics.blogspot.com/2007/03/kato-shuson.html|Страница в Haiku Topics]] | ||
- | <note important>Статья нуждается в ФОТО</note> | ||
Вы посетили: