Это старая версия документа.


Киносита Тосихару

1 января 1886 - 15 февраля 1925
木下利玄 (два чтения (кунное и онное) одного имени)

Литературный псевдоним Киносита Ригэн. Выпускник филологического факультета Токийского университета, стал одним из первых учеников и последователей профессора Сасаки Нобуцуна, стремившегося к обновлению поэзии танка на основе переосмысления классики. Примкнув к «Обществу бамбука и дуба», он несколько лет, не привлекая особого внимания критики, писал танка в неоклассицистском стиле, публикуя их в журнале «Кокоро-но хана».
Решительную перемену в творчество Ригэна внесло знакомство с Мусякодзи Санэацу, Сига Наоя, Сэнкэ Мотомаро и другими писателями общества «Береза» («Сиракаба»), носителями идеалов либерального просвещения на демократической основе и воинствующего артистического индивидуализма (см. т. 2 настоящего издания). Под их влиянием Ригэн пробует силы в прозе, но безуспешно. В мире танка его маяком становится Кубота Уцубо. Ригэн упорно ищет свой индивидуальный стиль и вскоре его обретает. «Прочитанный сборник стихов Кубота Уцубо, к тому времени уже приобщившегося к кружку «Береза», стал для меня откровением, - вспоминает Ригэн. - Я стал добиваться гармонии… Хотя нельзя сказать, что до того моя платформа была столь уж зыбкой, но Кубота Уцубо открыл мне путь к более свободному поэтическому космосу. Затем пришла пора, когда на меня произвели сильнейшее впечатление «Цветы павлонии» Китахара Хакусю

дом, где родился Ригэн Факты рождения, фото мест, карта для туристов

Внутренний мир Ригэна и стиль его поэзии продолжали существенно меняться на протяжении полутора десятков лет. После Великого токийского землетрясения 1923 года, сопровождавшегося волной политических репрессий, он разочаровывается в идеализме «Березы» и пытается найти иную опору в философских учениях Запада и Востока. В конце концов творчество Ригэна приобретает свойства экзистенциального реализма с сильной демократической окраской. Его неповторимая поэтическая манера не позволила японским критикам, склонным к четкой классификации литературного процесса, причислить Ригэна к какой-либо школе или определенному направлению. Вплоть до своей безвременной смерти от туберкулеза он жил и творил сам по себе, завоевав всеобщее признание светлым лиризмом и пронзительным гуманизмом своих стихов. Первые сборники танка Ригэна «Серебро» («Гин», 1914) и «Алый яхонт» («Когёку», 1919) были тепло встречены читателями и критикой, но вершиной зрелого творчества Ригэна, его лебединой песней стала предсмертная книга стихов «Единственный путь» («Итиро», 1924).

Ригэн в основном придерживался классической формы, но иногда экспериментировал с ритмом, метром и графикой танка, добавляя лишние слоги или меняя интонационную структуру пятистишия. Впрочем, эти вольности имели мало общего с попытками авангардистов и пролетарских поэтов избавиться от всех канонических ограничений.

Секрет мастерства Ригэна заключается в тонкости его наблюдений, привлекающих к познанию мира зрение, слух, обоняние и осязание. Сам по себе этот метод «погружения» в окружающий мир был не нов - им пользовались и сторонники принципа сясэй, и вольные натюристы в лице Вакаяма Бокусуй или Маэда Югурэ. Однако Ригэн в своей поэтической лаборатории добивается поистине удивительного эффекта:

Я по улице шел
и вдруг, поравнявшись с ребенком,
явственно ощутил
свежий дух - аромат мандарина.
Вот и снова зима наступает…


Аромат мандарина, сезонного плода, который вызревает в Японии поздней осенью, вызывает к жизни множество ассоциаций, связанный со сменой времен года и быстротечностью жизни. Мгновенное ощущение влечет за собой долгие раздумья…

Обоняние и вкус, которые, как известно, обладают свойством мгновенно пробуждать воспоминания, неизменно служат Ригэну в лучших его стихах для создания длящегося настроения момента:

Опадают цветы.
Смотрю на пышную крону -
и вот аромат,
очень тонкий, едва уловимый,
долетает от вешней вишни…


Отнюдь не все танка Ригэна выдержаны в традиции чистой лирики. Среди его стихов можно, например, встретить восторженные строки о военных кораблях или о возах со щебнем. Его цикл стихов о крестьянском труде, перекликающийся с киндайси поэтов народно-демократической школы минсю си-ха, безусловно, принадлежит к лучшим произведениям японского «романтического реализма» десятых годов:

На плечи взвалив
копну, неподъемную с виду,
крестьянин бредет -
шаг за шагом вперед, шаг за шагом
все шагает без передышки…

В других танка возникает тема индустриального города, раскрывающаяся в духе Верхарна:

Шум и грохот станков
сотрясают пространство завода -
на дворе заводском
гладь земли, как живую кожу,
пригревает солнце лучами…


Сегодня, когда социальная проблематика в японской литературе потеряла остроту, наибольшую ценность для читателя все же представляют те танка Киносита Ригэна, в которых раскрывается его уникальное видение природы.
памятник Киносита Ригэн в парке Ashimori


Источник

Ссылки

Свои инструменты