Различия

Здесь показаны различия между выбранной ревизией и текущей версией данной страницы.

Ссылка на это сравнение

накамура-сэйитиро [2010/01/13 14:44]
иса создано
накамура-сэйитиро [2010/02/05 15:24] (текущий)
иса
Строка 1: Строка 1:
 ====== Накамура Сэйитиро ====== ====== Накамура Сэйитиро ======
  
-1901 - 1983г. ​+24 июля ​1901 - 5 августа ​1983г. ​Накамура Сэйитиро (Кусатао) 中村清一郎 (草田男)
  
  
-Литературный псевдоним - [[Накамура Кусатао]] ​родился в Китае в семье японского консула,​ но детство его прошло в Мацуяма,​ городе,​ давшем Японии [[Масаока Сики]], [[Найто Мэйсэцу]],​ [[Кавахигаси Хэкигото]] и [[Такахама Кёси]]. Старые и новые школы хайку наводняли город. Дух поэзии витал в воздухе Мацуяма,​ и неудивительно,​ что Сэйитиро со школьной скамьи пристрастился к чтению трехстиший прославленных земляков. +Литературный псевдоним - Накамура Кусатао (в некоторых источниках ​[[Накамура Кусадао]]). Родился в Китае в семье японского консула,​ но детство его прошло в Мацуяма,​ городе,​ давшем Японии [[Масаока Сики]], [[Найто Мэйсэцу]],​ [[Кавахигаси Хэкигото]] и [[Такахама Кёси]]. Старые и новые школы хайку наводняли город. Дух поэзии витал в воздухе Мацуяма,​ и неудивительно,​ что Сэйитиро со школьной скамьи пристрастился к чтению трехстиший прославленных земляков.
  
 +\\
 +{{:​images:​кусатао.jpg |}}
 Позже семья переехала в столицу,​ а в 1925 году Сэйитиро поступил на германское отделение Токийского университета. Немецкая литература впоследствии оказала известное влияние на его творчество,​ расширив эстетический кругозор поэта и добавив в его мировоззрение изрядную долю западного рационализма. В Токио он впервые по-настоящему открыл для себя истинный смысл хайку. После смерти отца в 1927 году, пребывая в состоянии тяжелого душевного кризиса,​ юноша случайно открыл том [[Сайто Мокити]] — и был настолько захвачен силой его стихов,​ что решил всерьез заняться сложением хайку. Позже семья переехала в столицу,​ а в 1925 году Сэйитиро поступил на германское отделение Токийского университета. Немецкая литература впоследствии оказала известное влияние на его творчество,​ расширив эстетический кругозор поэта и добавив в его мировоззрение изрядную долю западного рационализма. В Токио он впервые по-настоящему открыл для себя истинный смысл хайку. После смерти отца в 1927 году, пребывая в состоянии тяжелого душевного кризиса,​ юноша случайно открыл том [[Сайто Мокити]] — и был настолько захвачен силой его стихов,​ что решил всерьез заняться сложением хайку.
  
 +\\
 Оставив на время университет,​ он отправился в Киото, встретился там с Кёси и получил благословение на сочинительство. Вернувшись затем в Токио и продолжив занятия в университете,​ новообращенный поэт Кусатао перешел на отделение японской литературы и вступил в университетское общество хайку, где в то время ведущую роль играл [[Мидзухара Сюоси]]. По окончании университета он продолжал много писать,​ часто публиковался в «Хототогису» и, придерживаясь довольно консервативных взглядов,​ открыто выступил против предложенных Сюоси новшеств в мелодике стиха. В середине тридцатых Кусатао близко сошелся с [[Кавабата Бося]] и [[Мацумото Такаси]],​ чьи стихи пленяли его артистизмом и глубинной символикой образов. Оставив на время университет,​ он отправился в Киото, встретился там с Кёси и получил благословение на сочинительство. Вернувшись затем в Токио и продолжив занятия в университете,​ новообращенный поэт Кусатао перешел на отделение японской литературы и вступил в университетское общество хайку, где в то время ведущую роль играл [[Мидзухара Сюоси]]. По окончании университета он продолжал много писать,​ часто публиковался в «Хототогису» и, придерживаясь довольно консервативных взглядов,​ открыто выступил против предложенных Сюоси новшеств в мелодике стиха. В середине тридцатых Кусатао близко сошелся с [[Кавабата Бося]] и [[Мацумото Такаси]],​ чьи стихи пленяли его артистизмом и глубинной символикой образов.
  
 +\\
 Дебютный сборник Кусатао «Первенец» («Тёси»,​ 1936), в составлении которого принимал участие сам [[Такахама Кёси]], обозначил рождение новой тенденции в хайку, которую критика окрестила «школой жизненного поиска» (дзинсэй танкю ха) или «школой поиска Человека» (нингэн танкю ха). Стиль Кусатао отличался некоторой усложненностью ассоциаций,​ за что привыкшие к «цветам и птицам» критики мягко журили автора. Его называли «труднодоступным» (нанкай) поэтом и упрекали в излишней интроспекции — с чем сам автор покорно соглашался,​ хотя речь шла в основном об истолковании конкретных образов,​ в которых недостаточно отчетливо проявлены интенции автора. Дебютный сборник Кусатао «Первенец» («Тёси»,​ 1936), в составлении которого принимал участие сам [[Такахама Кёси]], обозначил рождение новой тенденции в хайку, которую критика окрестила «школой жизненного поиска» (дзинсэй танкю ха) или «школой поиска Человека» (нингэн танкю ха). Стиль Кусатао отличался некоторой усложненностью ассоциаций,​ за что привыкшие к «цветам и птицам» критики мягко журили автора. Его называли «труднодоступным» (нанкай) поэтом и упрекали в излишней интроспекции — с чем сам автор покорно соглашался,​ хотя речь шла в основном об истолковании конкретных образов,​ в которых недостаточно отчетливо проявлены интенции автора.
  
Строка 27: Строка 28:
 Согласно авторскому пояснению,​ хайку было сложено при виде ребятишек,​ выходивших из школы, где некогда учился поэт. Их форменные кители были, разумеется,​ непохожи на кимоно,​ которые носили школьники в эпоху Мэйдзи. Но и без авторских комментариев видно, что стихотворение действительно значимое. В нем содержится крайне редкая,​ просто беспрецедентная для хайку «Хототогису» попытка уловить ход исторических перемен. К тому же зачин трехстишия вольно или невольно по созвучию отсылает читателя к знаменитому «старому пруду» (фуру икэ я) Басё, как бы протягивая незримую нить к классическим хайку, где можно найти немало грустных тем, связанных с быстротечной жизнью и сменяющимися временами года. Согласно авторскому пояснению,​ хайку было сложено при виде ребятишек,​ выходивших из школы, где некогда учился поэт. Их форменные кители были, разумеется,​ непохожи на кимоно,​ которые носили школьники в эпоху Мэйдзи. Но и без авторских комментариев видно, что стихотворение действительно значимое. В нем содержится крайне редкая,​ просто беспрецедентная для хайку «Хототогису» попытка уловить ход исторических перемен. К тому же зачин трехстишия вольно или невольно по созвучию отсылает читателя к знаменитому «старому пруду» (фуру икэ я) Басё, как бы протягивая незримую нить к классическим хайку, где можно найти немало грустных тем, связанных с быстротечной жизнью и сменяющимися временами года.
  
 +\\
 Лирика «Первенца»,​ организованная в сезонные циклы, отнюдь не производит впечатления засушенных философических рассуждений в ритмизованной форме. Это, конечно,​ тоже поэзия «отражения натуры» без заметных ритмических вольностей,​ но с сильным элементом историзма и повышенным вниманием к реалиям повседневной жизни, окружающего быта. Если взглянуть под другим углом, это возврат к гуманистической традиции Басё и его школы, где философские раздумья о жизни заложены в основу суггестивного образа,​ в саму ткань стиха: Лирика «Первенца»,​ организованная в сезонные циклы, отнюдь не производит впечатления засушенных философических рассуждений в ритмизованной форме. Это, конечно,​ тоже поэзия «отражения натуры» без заметных ритмических вольностей,​ но с сильным элементом историзма и повышенным вниманием к реалиям повседневной жизни, окружающего быта. Если взглянуть под другим углом, это возврат к гуманистической традиции Басё и его школы, где философские раздумья о жизни заложены в основу суггестивного образа,​ в саму ткань стиха:
  
Строка 37: Строка 38:
  
 \\ \\
 +{{ :​images:​kusatao.jpg|}}
 [[Мацумото Такаси]] так определяет особенности художественной манеры своего друга: «Кусатао,​ безусловно,​ не такой человек,​ у которого какое-то необыкновенное,​ неординарное понимание жизни. Да, возможно,​ не так уж хорошо он и разбирается в обыденной жизни. Он человек сугубо современного склада. Однако иногда он вдруг как бы удивительным образом приостанавливает обыденное восприятие этой повседневности. Что-то в этом есть странное и удивительное,​ чего не выразить словами...» [[Мацумото Такаси]] так определяет особенности художественной манеры своего друга: «Кусатао,​ безусловно,​ не такой человек,​ у которого какое-то необыкновенное,​ неординарное понимание жизни. Да, возможно,​ не так уж хорошо он и разбирается в обыденной жизни. Он человек сугубо современного склада. Однако иногда он вдруг как бы удивительным образом приостанавливает обыденное восприятие этой повседневности. Что-то в этом есть странное и удивительное,​ чего не выразить словами...»
  
 +\\
 История,​ изгнанная из поэзии [[сясэй]] как плод умозрительных раздумий,​ возвращается в лирике Кусатао предметно и зримо, сообщая его поэзии широкую аллюзивную основу:​ История,​ изгнанная из поэзии [[сясэй]] как плод умозрительных раздумий,​ возвращается в лирике Кусатао предметно и зримо, сообщая его поэзии широкую аллюзивную основу:​
  
Строка 77: Строка 79:
  
 \\ \\
 +{{:​images:​ashibi14.jpg |}}
 Для Кусатао жена воплощает то «вечно женственное» начало,​ к которому стремились поэты и художники всех времен — одухотворяющее,​ возвышающее,​ дающее стимул к творчеству. В жене и детях как в объектах всепоглощающей любви для него сосредоточены креативные силы Вселенной:​ Для Кусатао жена воплощает то «вечно женственное» начало,​ к которому стремились поэты и художники всех времен — одухотворяющее,​ возвышающее,​ дающее стимул к творчеству. В жене и детях как в объектах всепоглощающей любви для него сосредоточены креативные силы Вселенной:​
  
Строка 104: Строка 107:
  
 \\ \\
 +{{:​images:​06206_big.jpg |}}
 В годы войны гуманистические мотивы лирики Накамура Кусатао вызвали серьезное недовольство властей,​ проводивших «чистку литературы» и, в частности,​ ликвидировавших неортодоксальные либералистские течения в танка и хайку. Один из собратьев по цеху донес на Кусатао,​ обвиняя его (без реальных оснований) в сочинении «подрывных» стихов. После строгого предупреждения поэт должен был перейти к сугубо нейтральной лирике. Одно-единственное его трехстишие в послевоенной комментаторской традиции трактуется как символ «внутреннего сопротивления» режиму,​ хотя едва ли с такой версией можно согласиться,​ учитывая общую патриотическую эйфорию того периода. Хайку было написано в связи с призывом в армию тридцати его учеников и гораздо больше соответствует по формальным признакам жанру «напутствия воинам»,​ чем жанру «поэзии сопротивления» (которого в поэзии танка и хайку вообще не существовало):​ В годы войны гуманистические мотивы лирики Накамура Кусатао вызвали серьезное недовольство властей,​ проводивших «чистку литературы» и, в частности,​ ликвидировавших неортодоксальные либералистские течения в танка и хайку. Один из собратьев по цеху донес на Кусатао,​ обвиняя его (без реальных оснований) в сочинении «подрывных» стихов. После строгого предупреждения поэт должен был перейти к сугубо нейтральной лирике. Одно-единственное его трехстишие в послевоенной комментаторской традиции трактуется как символ «внутреннего сопротивления» режиму,​ хотя едва ли с такой версией можно согласиться,​ учитывая общую патриотическую эйфорию того периода. Хайку было написано в связи с призывом в армию тридцати его учеников и гораздо больше соответствует по формальным признакам жанру «напутствия воинам»,​ чем жанру «поэзии сопротивления» (которого в поэзии танка и хайку вообще не существовало):​
  
Строка 146: Строка 150:
  
 == Ссылки == == Ссылки ==
 +[[http://​ja.wikipedia.org/​wiki/​%E4%B8%AD%E6%9D%91%E8%8D%89%E7%94%B0%E7%94%B7|Страница в Японской википедии]]\\
 +[[http://​www.lib.city.minato.tokyo.jp/​yukari/​j/​man-detail.cgi?​id=70|Страница в MINATO CITY]]\\
 +[[http://​s.freepe.com/​std.cgi?​id=php01&​pn=55|Немного хайку Кусатао на японском]]\\
 +[[http://​kuuon.fya.jp/​KUSATAO/​index.html|Очень много хайку (на японском) с комментариями и пояснениями ]]\\
 +[[http://​www.01.246.ne.jp/​~yo-fuse/​bungaku/​kusadao/​kusadao.html|Страница на японском о Кусатао]]\\
 +[[http://​www.msz.co.jp/​book/​detail/​06206.html|Книга Кусатао]]
 +
  
-<note important>​Статья нуждается в ФОТО</​note>​ 
  
  
  

Свои инструменты