Различия

Здесь показаны различия между выбранной ревизией и текущей версией данной страницы.

Ссылка на это сравнение

пересечение-параллельных [2012/06/13 21:18]
graf_mur
пересечение-параллельных [2012/06/13 21:25] (текущий)
graf_mur
Строка 21: Строка 21:
 \\ \\
 \\ \\
-***\\+###\\
 \\ \\
 Не исходим ли мы очень часто из той неявно выраженной предпосылки,​ что в «теле» культуры как бы сосуществуют «живые» и «мертвые» элементы:​ современный культурный процесс – и то, что «было когда-то»,​ явления,​ которые уже «состоялись»,​ которые,​ быть может, являются «бесспорными вершинами»,​ оказывают - в этом качестве – «значительное влияние» на то-то и то-то, но становящимися уже никогда не будут?​.. Был когда-то классицизм,​ а ныне на законном его месте «гроб стоит»,​ а в нем - постмодернизм. Или, к примеру,​ суровый Дант питал слабость к сонету,​ но время «ейное» прошло,​ и теперь «катят» лишь инсталляции – а ничего не попишешь,​ браток!\\ Не исходим ли мы очень часто из той неявно выраженной предпосылки,​ что в «теле» культуры как бы сосуществуют «живые» и «мертвые» элементы:​ современный культурный процесс – и то, что «было когда-то»,​ явления,​ которые уже «состоялись»,​ которые,​ быть может, являются «бесспорными вершинами»,​ оказывают - в этом качестве – «значительное влияние» на то-то и то-то, но становящимися уже никогда не будут?​.. Был когда-то классицизм,​ а ныне на законном его месте «гроб стоит»,​ а в нем - постмодернизм. Или, к примеру,​ суровый Дант питал слабость к сонету,​ но время «ейное» прошло,​ и теперь «катят» лишь инсталляции – а ничего не попишешь,​ браток!\\
 Но мне-то представляется,​ что если целостна человеческая культура,​ то её целостность может заключаться только в ее действительности (реальности),​ а раз так – то культура вся живая и в ней не может быть абсолютно завершившихся (навсегда нас покинувших) явлений. М.Бахтин в связи с Булгаковым рассказал нам о реинкарнации древней «мениппеи»,​ да и только в литературе ли подобное обнаруживается?​ Политологи,​ характеризуя сегодняшнее «тысячелетье на дворе»,​ безо всяких оговорок толкуют о «феодализме». Очень трудно,​ оказывается,​ чётко разделить то, что у человечества «уже позади»,​ и то, что «впереди».\\ ​ Но мне-то представляется,​ что если целостна человеческая культура,​ то её целостность может заключаться только в ее действительности (реальности),​ а раз так – то культура вся живая и в ней не может быть абсолютно завершившихся (навсегда нас покинувших) явлений. М.Бахтин в связи с Булгаковым рассказал нам о реинкарнации древней «мениппеи»,​ да и только в литературе ли подобное обнаруживается?​ Политологи,​ характеризуя сегодняшнее «тысячелетье на дворе»,​ безо всяких оговорок толкуют о «феодализме». Очень трудно,​ оказывается,​ чётко разделить то, что у человечества «уже позади»,​ и то, что «впереди».\\ ​
 \\ \\
-Возвращаясь к Басё, к японским хокку и танка (или хайку, как обычно называют эти поэтические формы в совокупности),​ то, на первый взгляд,​ это явление исключительно японской литературы,​ даже – исключительно японского языка. Это ведь своего рода канон: в танка, например,​ должен быть ровно 31 слог…\\+Возвращаясь к [[мацуо-басё|Басё]], к японским ​[[хокку|хокку]] ​и [[танка|танка]] ​(или ​[[хайку|хайку]], как обычно называют эти поэтические формы в совокупности),​ то, на первый взгляд,​ это явление исключительно японской литературы,​ даже – исключительно японского языка. Это ведь своего рода канон: в танка, например,​ должен быть ровно 31 слог…\\
 Но если мы говорим о поэтическом образе,​ то существует и некий не-вербальный (и при этом – отнюдь не всегда визуальный,​ часто - какой-то «мышечный»,​ особенно если подразумевать «сердечную мышцу») образ. ​ Но если мы говорим о поэтическом образе,​ то существует и некий не-вербальный (и при этом – отнюдь не всегда визуальный,​ часто - какой-то «мышечный»,​ особенно если подразумевать «сердечную мышцу») образ. ​
 И в этом смысле разве не братья по крови вот это хокку Басё:\\ И в этом смысле разве не братья по крови вот это хокку Басё:\\
Строка 130: Строка 130:
 \\ \\
 \\ \\
-***\\+###\\
 \\ \\
 В конце 80-х, когда начинал писать свои ни на что не похожие «русские хайку» Роман Хе (пробить его первые публикации автору этих строк было не так легко – такого рода поэзия вызывала подозрение;​ хорошо еще, что издатели и цензоры не знали, что отец Хе арестовывался КГБ за то, что протестовал против закрытия на Сахалине корейских школ и уничтожения национальной культуры),​ когда были изданы книги Александра Орлова,​ Ксении Некрасовой,​ когда еще был жив Тарковский,​ когда дошли наконец до зрителя фильмы Германа-старшего и Сокурова,​ показалось,​ что «линия хайку» в русской культуре чрезвычайно перспективна. Казалось,​ что теперь-то,​ когда были убраны внешние препоны,​ диалог цивилизаций («Мир Миров» в терминах выдающегося историка М.Я.Гефтера) даст та-а-кие плоды!.. Казалось даже, что «линия хайку» едва ли не мир спасёт,​ как мистически спас его от атомной войны герой «Жертвоприношения» Тарковского – ведь такая философия,​ такое миросозерцание экологично по глубинной своей сути.\\ ​ В конце 80-х, когда начинал писать свои ни на что не похожие «русские хайку» Роман Хе (пробить его первые публикации автору этих строк было не так легко – такого рода поэзия вызывала подозрение;​ хорошо еще, что издатели и цензоры не знали, что отец Хе арестовывался КГБ за то, что протестовал против закрытия на Сахалине корейских школ и уничтожения национальной культуры),​ когда были изданы книги Александра Орлова,​ Ксении Некрасовой,​ когда еще был жив Тарковский,​ когда дошли наконец до зрителя фильмы Германа-старшего и Сокурова,​ показалось,​ что «линия хайку» в русской культуре чрезвычайно перспективна. Казалось,​ что теперь-то,​ когда были убраны внешние препоны,​ диалог цивилизаций («Мир Миров» в терминах выдающегося историка М.Я.Гефтера) даст та-а-кие плоды!.. Казалось даже, что «линия хайку» едва ли не мир спасёт,​ как мистически спас его от атомной войны герой «Жертвоприношения» Тарковского – ведь такая философия,​ такое миросозерцание экологично по глубинной своей сути.\\ ​
Строка 137: Строка 137:
 \\ \\
 В кинематографе,​ все-таки,​ принцип хайку живет: появились Герман-младший и Звягинцев,​ которые заставляют надеяться на то, что эта нравственно-эстетическая линия в ближайшее время не умрет; есть (это уже не в России) братья Дарденн.\\ ​ В кинематографе,​ все-таки,​ принцип хайку живет: появились Герман-младший и Звягинцев,​ которые заставляют надеяться на то, что эта нравственно-эстетическая линия в ближайшее время не умрет; есть (это уже не в России) братья Дарденн.\\ ​
-А главное – прошло еще слишком мало времени,​ чтобы подводить окончательные итоги. Басё ждал триста лет, чтобы обрести своих русских учеников…\\  +А главное – прошло еще слишком мало времени,​ чтобы подводить окончательные итоги. Басё ждал триста лет, чтобы обрести своих русских учеников…\\ 
-____________________+\\  
 +----\\
  
 [[http://​www.relga.ru/​Environ/​WebObjects/​tgu-www.woa/​wa/​Main?​textid=1069&​level1=main&​level2=articles|© Камышев Виталий Иннокентьевич]]\\ ​ [[http://​www.relga.ru/​Environ/​WebObjects/​tgu-www.woa/​wa/​Main?​textid=1069&​level1=main&​level2=articles|© Камышев Виталий Иннокентьевич]]\\ ​
 \\ \\
 //​1985-2006,​ пос.Взморье Сахалинской области – Иркутск – Москва// ​ //​1985-2006,​ пос.Взморье Сахалинской области – Иркутск – Москва// ​

Свои инструменты