рэнга (ренга)

Рэнга (нанизанные строфы), жанр японской поэзии, был в моде в 15—16 вв. В создании Рэнга участвовало несколько поэтов (чаще трое), каждый по очереди сочинял по строфе в соответствии с образами только предыдущей строфы. Получалась цепь строф по форме танка, но длиннее, до 100 и 1000 строф. Классическая Рэнга чаще всего — пейзажная лирика; её сочинение, как и танка, подчинялось строгим правилам. Рядом с ней развивалась шуточная Рэнга (хайкай рэнга), свободная в выборе тем и образов; из первой строфы шуточной Рэнга возник жанр трёхстишия хокку, или хайку.



Рэнга (яп. 連歌, «букв. совместное поэтическое творчество») — жанр старинной японской поэзии. Рэнга состояла по меньшей мере из двух строф (ку, яп. 句); обычно же строф было много больше. Первая, «открывающая» строфа рэнга называлась хокку, именно она в своё время послужила основой для создания самостоятельного жанра японских трёхстиший-хайку.

Наиболее популярной формой рэнга в эпоху Эдо являлась форма касэн(歌仙) — цепочка из 36 строф. Как правило, касэн должна была дважды отсылать слушателя к цветам (обычно — цветение вишни), хана-но дза (яп. 花の座), и трижды — к луне, цуки-но дза (яп. 月の座).

Считается, что самые ранние примеры рэнга возникли к концу периода Хэйан, и по существу являлись вака, созданными двумя поэтами. Подобный стиль поэзии получил название тан рэнга (яп. 短連歌, «краткая рэнга»). Другой тип рэнга назывался тё рэнга (長連歌, «долгая рэнга»). Однако, некоторые исследователи полагают, что первейшими образцами рэнга являлист песни о богах Идзанаги и Идзанами в антологии «Кодзики».

Техника рэнга

Структура ренги

Ренга делится на 3 части: пролог, развитие (середина) и эпилог.

Пролог (jo) состоит из 6 строф, с 1-й по 6-ю. Эта часть называется лицом ренги, и ее образы и события не отличаются особой яркостью. В начале, так же как и в конце ренги, избегают упоминать спорные темы: любовь, секс, война, религия, близкие отношения. Обычно 1-ю строфу (хокку) пишет самый почетный гость, 2-ю - хозяин дома, в котором собрались участники, 3-ю - самый опытный поэт.

Чем же отличаются первые 6 строф от остальных?

1. В хокку часто содержится отсылка к хозяину. Автор 1-й строфы благодарит хозяина, намекая о ситуации. События, связанные с написанием ренги, могут быть упомянуты (лучше всего косвенно) в первых 2 строфах.

2. Они связаны между собой ближе, чем остальные строфы.

3. Эта часть ренги должна быть тише, сдержанней, особенно в том случае, когда партнеры едва знакомы друг с другом.

4. Упоминаются события, места, детали, которые имеют значение или с которыми знакомы все партнеры.

Развитие (ha) состоит из 24 строф, с 7-й по 30-ю - это самая продолжительная часть ренги, в которой и происходят главные события. Здесь в избытке встречаются различные характеры в различных ситуациях, проявляются всевозможные чувства: любовь, радость, нежность, гнев, болезни, бедствия и т.д. Происходят путешествия во времени и пространстве. Беседа течет от предмета к предмету, разгораются дебаты, которые могут привести и к стычкам. Так же как это происходит в беседах за столом, партнеры обсуждают свои поездки, других людей, взгляды, впечатления, книги и т.п.

Эпилог (kyu) состоит из 6 строф, с 31-й по 36-ю. Он приближает ренгу к завершению и делает это быстро и плавно. Строфы соединяются непосредственно друг с другом. Последняя нота звучит оптимистично - партнеры, прощаясь, уже предвкушают следующую встречу.

Необходимо постоянно помнить, что ренга - это поэма, поэтому недостаток дисциплины и согласованности авторов в соблюдении генерального плана приводит к разрушению архитектуры ренги в целом.

Прежде чем писать свою строфу, автор должен прочесть всю ренгу и понять, чего ей не хватает: ясности, серьезности, интимных деталей, возможно, другого настроения?

Механизм ренги

Механизмом, который превращает ренгу в единое целое, является сцепление строф.

Басё разделил типы сцепления на три категории:

1. предметная связь котоба-дзукэ;
2. смысловая связь кокоро-дзукэ;
3. интуитивная связь ниои-дзукэ.

Предметная связь устанавливается физическими ассоциациями между объектами, пространством или временем в предшествующей и последующей строфе. Например, зонтик в одной строфе вызывает упоминание галош в следующей; действие, происходящее в одной строфе, может продолжаться в следующей строфе в другом времени или в другом месте.

Смысловая связь обращается к значению слов, которое может обыгрываться для сцепления строф. Слова могут как непосредственно упоминаться или цитироваться, так и иметь только общие ассоциации. Например, слово «красный», обозначающее цвет в одной строфе, в следующей может описывать представителя левой партии.

Интуитивная связь обозначает соединение строф скорее под влиянием эмоций или настроения, нежели близостью образов и мыслей. Поэт в меру своего понимания должен погрузиться в контекст предыдущей строфы и создать следующую. Интуитивная связь отражается 8-ю способами: действующим лицом, местом, сезоном, временем суток, климатом, своевременностью, сочувствием или сопереживанием, ностальгическим образом. В каждом случае поэт вступает в мир, созданный предыдущей строфой, и вносит в свою строфу особенности, присущие этой воображаемой реальности. Например, место действия в одной строфе можно соотнести с действующим лицом в следующей, и наоборот. Можно увидеть сезонный аспект в строфе, не имеющей определенного сезона, и ввести сезон в следующей, и т.д. Своевременность имеет отношение к текущей моде, сочувствие - к соответствующим переживаниям или религиозным чувствам.

Действие интуитивной связи можно характеризовать следующими словами: аромат, эхо, отражение, дополнение, продолжение, аллюзия, схожее место действия.

Принципы ренги

Принципы движения вперед и разнообразия, иначе смещения, пронизывают ренгу. Переход к новому материалу в ренге обязателен.

Основная идея движения вперед заключается в смене категорий и тем. Необходимо избегать их повторения, перепрыгивая назад через строфу. Автор 3-й строфы может использовать материал, касающийся темы 2-й строфы, но ни в коем случае не 1-й.

Принцип места и действующего лица помогает избегать этой регрессии. Все строфы ренги можно классифицировать как касающиеся либо места действия, либо действующего лица. Под местом действия подразумевается всё от географического положения до специфической деятельности - фактически в этих строфах не упоминаются люди. Это может быть гусеница на листе, корзина фруктов на рынке, птица в небе и т.п.

Действующие лица делятся на 4 категории: я, некто, я и некто, люди.

Места действия (внутри помещения или на улице) должны также меняться с разумной частотой и не должны повторяться в 3-х смежных строфах. Этот принцип распространяется также на природу вещей, настроение, психологическое состояние и т.п.

Разнообразие

Тема и материал - 2 стороны одной медали, иногда разграничить их сложно.

Согласно классическим канонам материалы могут быть следующими: небесные тела, осадки, природные явления, люди, животные, растения, времена, боги, буддизм, ночь, горы, воды, жилье.

Темы таковы: воспоминания, любовь, путешествия, 4 сезона, луна и цветение.

Достижение совершенства

Ключевой момент в ренге - равновесие между сцеплением строф и смещением в них. Смещение - скелет, поддерживающий тело ренги, в то время как сцепление - это кровь, дающая жизнь. Если переусердствовать со смещением, ренга станет безжизненной. Если же смещение не происходит, ренга становится монотонной.

Чередование сезонов по строфам

ЗИМА

1 - зима

2 - зима

3 - без сезона

4 - без сезона

5- луна \ осень

6 - осень

7- осень

8 - без сезона \ любовь

9 - без сезона \ любовь

10 - без сезона \ любовь

11 - без сезона

12 - без сезона

13 - луна \ лето

14 - лето

15 - без сезона

16 - без сезона

17 - цветение \ весна

18 - весна

19 - весна

20 - без сезона

21 - без сезона

22 - без сезона

23 - зима

24 - зима

25 - без сезона \ любовь

26 - без сезона \ любовь

27 - без сезона \ любовь

28 - без сезона

29 - луна \ осень

30 - осень

31 - осень

32 - без сезона

33 - без сезона

34 - без сезона \ весна

35 - цветение \ весна

36 - весна

ВЕСНА

1 - весна

2 - весна

3 - весна

4 - без сезона

5 - луна \ осень

6 - осень

7 - осень

8 - без сезона \ любовь

9 - без сезона \ любовь

10 - без сезона \ любовь

11 - без сезона

12 - без сезона

13 - луна \ лето

14 - лето

15 - лето

16 - без сезона

17 - цветение \ весна

18 - весна

19 - весна

20 - без сезона

21 - без сезона

22 - без сезона

23 - зима

24 - зима

25 - без сезона \ любовь

26 - без сезона \ любовь

27 - без сезона \ любовь

28 - без сезона

29 - луна \ осень

30 - осень

31 - осень

32 - без сезона

33 - без сезона

34 - без сезона

35 - цветение \ весна

36 - весна

ЛЕТО

1 - лето

2 - лето

3 - без сезона

4 - без сезона

5 - луна \ осень

6 - осень

7 - осень

8 - без сезона \ любовь

9 - без сезона \ любовь

10 - без сезона \ любовь

11 - без сезона

12 - без сезона

13 - луна \ зима

14 - зима

15 - без сезона

16 - без сезона

17 - цветение \ весна

18 - весна

19 - весна

20 - без сезона

21 - без сезона

22 - без сезона

23 - лето

24 - лето

25 - без сезона \ любовь

26 - без сезона \ любовь

27 - без сезона \ любовь

28 - без сезона

29 - луна \ осень

30 - осень

31 - осень

32 - без сезона

33 - без сезона

34 - без сезона \ весна

35 - цветение \ весна

36 - весна

ОСЕНЬ

1 - осень

2 - луна \ осень

3 - без сезона

4 - без сезона

5 - зима

6 - зима

7 - без сезона

8 - без сезона \ любовь

9 - без сезона \ любовь

10 - без сезона \ любовь

11 - без сезона

12 - без сезона

13 - летняя луна \ зима

14 - лето \ зима

15 - лето \ зима

16 - без сезона

17 - цветение \ весна

18 - весна

19 - весна

20 - без сезона

21 - без сезона

22 - без сезона

23 - лето \ зима

24 - лето \ зима

25 - без сезона \ любовь

26 - без сезона \ любовь

27 - без сезона \ любовь

28 - без сезона

29 - луна \ осень

30 - осень

31 - осень

32 - без сезона

33 - без сезона

34 - без сезона \ весна

35 - цветение \ весна

36 - весна

Примечания

1. В строфах, обозначенных «без сезона», обычно говорится о людях, чувствах или местах.

2. Любовь упоминается по желанию.

3. Луна всегда осенняя, если это не оговаривается в строфе конкретно, например, «летняя луна» и т.д.

4. Строфы 7, 19 и 31 пишет тот же автор, который написал предыдущую строфу, и дальше чередование авторов идет в обратном порядке (это делается для того, чтобы отвечали друг другу разные авторы). Если, к примеру, участвует 3 автора (А, В, С), они пишут строфы в следующем порядке:

А-В-С-А-В-С-С-В-А-С-В-А-С-В-А-С-В-А-А-В-С-А-В-С-А-В-С-А-В-С-С-В-А-С-В-А

5. В зависимости от сезонов весенних и осенних строф должно быть по 3-5, зимних и летних - по 2-4.


Источник

Википедия
Лит.: Басё, Лирика, М., 1964
Григорьева Т. и Логунова В., Японская литература, М., 1964
Литература Востока в средние века, т. 1, М., 1970
Конрад Н. И., Очерки японской литературы, М., 1973
Конрад Н. И., Японская литература, М., 1974.
Часть «Техника ренги» представляет собой компиляцию работ Уильяма Хиггинсона, Джейн Рейчхолд, Дугала Линдсея. Все возможные ошибки и неточности - на совести автора компиляции - Валентина Мазилова. Нанизанные строфы. Кулички


Свои инструменты