Различия

Здесь показаны различия между выбранной ревизией и текущей версией данной страницы.

Ссылка на это сравнение

ренга [2009/07/17 01:40]
graf_mur
ренга [2009/11/04 14:59] (текущий)
reflex_blue
Строка 1: Строка 1:
-====== рэнга ======+====== рэнга ​(ренга) ​======
  
-Рэнга (нанизанные строфы),​ жанр японской поэзии,​ был в моде в 15—16 вв. В создании Рэнга участвовало несколько поэтов (чаще трое), каждый по очереди сочинял по строфе в соответствии с образами только предыдущей строфы. Получалась цепь строф по форме танка, но длиннее,​ до 100 и 1000 строф. Классическая Рэнга чаще всего — пейзажная лирика;​ её сочинение,​ как и [[танка]],​ подчинялось строгим правилам. Рядом с ней развивалась шуточная Рэнга ([[хайкай]] рэнга),​ свободная в выборе тем и образов;​ из первой строфы шуточной Рэнга возник жанр трёхстишия [[хокку]],​ или [[хайку]].((Лит.: Басё, Лирика,​ М., 1964; Григорьева Т. и Логунова В., Японская литература,​ М., 1964; Литература Востока в средние века, т. 1, М., 1970; Конрад Н. И., Очерки японской литературы,​ М., 1973; его же. Японская литература,​ М., 1974.))+Рэнга (нанизанные строфы),​ жанр японской поэзии,​ был в моде в 15—16 вв. В создании Рэнга участвовало несколько поэтов (чаще трое), каждый по очереди сочинял по строфе в соответствии с образами только предыдущей строфы. Получалась цепь строф по форме танка, но длиннее,​ до 100 и 1000 строф. Классическая Рэнга чаще всего — пейзажная лирика;​ её сочинение,​ как и [[танка]],​ подчинялось строгим правилам. Рядом с ней развивалась шуточная Рэнга ([[хайкай]] рэнга),​ свободная в выборе тем и образов;​ из первой строфы шуточной Рэнга возник жанр трёхстишия [[хокку]],​ или [[хайку]].
 \\ \\
 ---- ----
Строка 11: Строка 11:
 Считается,​ что самые ранние примеры рэнга возникли к концу периода Хэйан, и по существу являлись вака, созданными двумя поэтами. Подобный стиль поэзии получил название тан рэнга (яп. 短連歌, «краткая рэнга»). Другой тип рэнга назывался тё рэнга (長連歌, «долгая рэнга»). Однако,​ некоторые исследователи полагают,​ что первейшими образцами рэнга являлист песни о богах Идзанаги и Идзанами в антологии «Кодзики». Считается,​ что самые ранние примеры рэнга возникли к концу периода Хэйан, и по существу являлись вака, созданными двумя поэтами. Подобный стиль поэзии получил название тан рэнга (яп. 短連歌, «краткая рэнга»). Другой тип рэнга назывался тё рэнга (長連歌, «долгая рэнга»). Однако,​ некоторые исследователи полагают,​ что первейшими образцами рэнга являлист песни о богах Идзанаги и Идзанами в антологии «Кодзики».
 \\ \\
 +
 +===== Техника рэнга =====
 +
 +==== Структура ренги ====
 +
 +Ренга делится на 3 части: пролог,​ развитие (середина) и эпилог.
 +
 +Пролог (jo) состоит из 6 строф, с 1-й по 6-ю. Эта часть называется лицом ренги, и ее образы и события не отличаются особой яркостью. В начале,​ так же как и в конце ренги, избегают упоминать спорные темы: любовь,​ секс, война, религия,​ близкие отношения. Обычно 1-ю строфу ([[хокку|хокку]]) пишет самый почетный гость, 2-ю - хозяин дома, в котором собрались участники,​ 3-ю - самый опытный поэт.
 +
 +Чем же отличаются первые 6 строф от остальных?​
 +
 +1. В хокку часто содержится отсылка к хозяину. Автор 1-й строфы благодарит хозяина,​ намекая о ситуации. События,​ связанные с написанием ренги, могут быть упомянуты (лучше всего косвенно) в первых 2 строфах.
 +
 +2. Они связаны между собой ближе, чем остальные строфы.
 +
 +3. Эта часть ренги должна быть тише, сдержанней,​ особенно в том случае,​ когда партнеры едва знакомы друг с другом.
 +
 +4. Упоминаются события,​ места, детали,​ которые имеют значение или с которыми знакомы все партнеры.
 +
 +Развитие (ha) состоит из 24 строф, с 7-й по 30-ю - это самая продолжительная часть ренги, в которой и происходят главные события. Здесь в избытке встречаются различные характеры в различных ситуациях,​ проявляются всевозможные чувства:​ любовь,​ радость,​ нежность,​ гнев, болезни,​ бедствия и т.д. Происходят путешествия во времени и пространстве. Беседа течет от предмета к предмету,​ разгораются дебаты,​ которые могут привести и к стычкам. Так же как это происходит в беседах за столом,​ партнеры обсуждают свои поездки,​ других людей, взгляды,​ впечатления,​ книги и т.п.
 +
 +Эпилог (kyu) состоит из 6 строф, с 31-й по 36-ю. Он приближает ренгу к завершению и делает это быстро и плавно. Строфы соединяются непосредственно друг с другом. Последняя нота звучит оптимистично - партнеры,​ прощаясь,​ уже предвкушают следующую встречу.
 +
 +Необходимо постоянно помнить,​ что ренга - это поэма, поэтому недостаток дисциплины и согласованности авторов в соблюдении генерального плана приводит к разрушению архитектуры ренги в целом.
 +
 +Прежде чем писать свою строфу,​ автор должен прочесть всю ренгу и понять,​ чего ей не хватает:​ ясности,​ серьезности,​ интимных деталей,​ возможно,​ другого настроения?​
 +
 +==== Механизм ренги ====
 +
 +Механизмом,​ который превращает ренгу в единое целое, является сцепление строф.
 +
 +Басё разделил типы сцепления на три категории:​
 +
 +1. предметная связь [[котоба|котоба]]-дзукэ;​\\ ​
 +2. смысловая связь [[кокоро|кокоро]]-дзукэ;​\\ ​
 +3. интуитивная связь [[ниои|ниои]]-дзукэ.\\ ​
 +
 +**Предметная связь** устанавливается физическими ассоциациями между объектами,​ пространством или временем в предшествующей и последующей строфе. Например,​ зонтик в одной строфе вызывает упоминание галош в следующей;​ действие,​ происходящее в одной строфе,​ может продолжаться в следующей строфе в другом времени или в другом месте.
 +
 +**Смысловая связь** обращается к значению слов, которое может обыгрываться для сцепления строф. Слова могут как непосредственно упоминаться или цитироваться,​ так и иметь только общие ассоциации. Например,​ слово "​красный",​ обозначающее цвет в одной строфе,​ в следующей может описывать представителя левой партии.
 +
 +**Интуитивная связь** обозначает соединение строф скорее под влиянием эмоций или настроения,​ нежели близостью образов и мыслей. Поэт в меру своего понимания должен погрузиться в контекст предыдущей строфы и создать следующую. Интуитивная связь отражается 8-ю способами:​ действующим лицом, местом,​ сезоном,​ временем суток, климатом,​ своевременностью,​ сочувствием или сопереживанием,​ ностальгическим образом. В каждом случае поэт вступает в мир, созданный предыдущей строфой,​ и вносит в свою строфу особенности,​ присущие этой воображаемой реальности. Например,​ место действия в одной строфе можно соотнести с действующим лицом в следующей,​ и наоборот. Можно увидеть сезонный аспект в строфе,​ не имеющей определенного сезона,​ и ввести сезон в следующей,​ и т.д. Своевременность имеет отношение к текущей моде, сочувствие - к соответствующим переживаниям или религиозным чувствам.
 +
 +Действие интуитивной связи можно характеризовать следующими словами:​ аромат,​ эхо, отражение,​ дополнение,​ продолжение,​ аллюзия,​ схожее место действия.
 +
 +==== Принципы ренги ====
 +
 +Принципы движения вперед и разнообразия,​ иначе смещения,​ пронизывают ренгу. Переход к новому материалу в ренге обязателен.
 +
 +Основная идея движения вперед заключается в смене категорий и тем. Необходимо избегать их повторения,​ перепрыгивая назад через строфу. Автор 3-й строфы может использовать материал,​ касающийся темы 2-й строфы,​ но ни в коем случае не 1-й.
 +
 +Принцип места и действующего лица помогает избегать этой регрессии. Все строфы ренги можно классифицировать как касающиеся либо места действия,​ либо действующего лица. Под местом действия подразумевается всё от географического положения до специфической деятельности - фактически в этих строфах не упоминаются люди. Это может быть гусеница на листе, корзина фруктов на рынке, птица в небе и т.п.
 +
 +Действующие лица делятся на 4 категории:​ я, некто, я и некто, люди.
 +
 +Места действия (внутри помещения или на улице) должны также меняться с разумной частотой и не должны повторяться в 3-х смежных строфах. Этот принцип распространяется также на природу вещей, настроение,​ психологическое состояние и т.п.
 +
 +==== Разнообразие ====
 +
 +Тема и материал - 2 стороны одной медали,​ иногда разграничить их сложно.
 +
 +Согласно классическим канонам материалы могут быть следующими:​ небесные тела, осадки,​ природные явления,​ люди, животные,​ растения,​ времена,​ боги, буддизм,​ ночь, горы, воды, жилье.
 +
 +Темы таковы:​ воспоминания,​ любовь,​ путешествия,​ 4 сезона,​ луна и цветение.
 +
 +==== Достижение совершенства ====
 +
 +Ключевой момент в ренге - равновесие между сцеплением строф и смещением в них. Смещение - скелет,​ поддерживающий тело ренги, в то время как сцепление - это кровь, дающая жизнь. Если переусердствовать со смещением,​ ренга станет безжизненной. Если же смещение не происходит,​ ренга становится монотонной.
 +
 +==== Чередование сезонов по строфам ====
 +
 +ЗИМА
 +
 +1 - зима
 +
 +2 - зима
 +
 +3 - без сезона
 +
 +4 - без сезона
 +
 +5- луна \ осень
 +
 +6 - осень
 +
 +7- осень
 +
 +8 - без сезона \ любовь
 +
 +9 - без сезона \ любовь
 +
 +10 - без сезона \ любовь
 +
 +11 - без сезона
 +
 +12 - без сезона
 +
 +13 - луна \ лето
 +
 +14 - лето
 +
 +15 - без сезона
 +
 +16 - без сезона
 +
 +17 - цветение \ весна
 +
 +18 - весна
 +
 +19 - весна
 +
 +20 - без сезона
 +
 +21 - без сезона
 +
 +22 - без сезона
 +
 +23 - зима
 +
 +24 - зима
 +
 +25 - без сезона \ любовь
 +
 +26 - без сезона \ любовь
 +
 +27 - без сезона \ любовь
 +
 +28 - без сезона
 +
 +29 - луна \ осень
 +
 +30 - осень
 +
 +31 - осень
 +
 +32 - без сезона
 +
 +33 - без сезона
 +
 +34 - без сезона \ весна
 +
 +35 - цветение \ весна
 +
 +36 - весна
 +
 +ВЕСНА
 +
 +1 - весна
 +
 +2 - весна
 +
 +3 - весна
 +
 +4 - без сезона
 +
 +5 - луна \ осень
 +
 +6 - осень
 +
 +7 - осень
 +
 +8 - без сезона \ любовь
 +
 +9 - без сезона \ любовь
 +
 +10 - без сезона \ любовь
 +
 +11 - без сезона
 +
 +12 - без сезона
 +
 +13 - луна \ лето
 +
 +14 - лето
 +
 +15 - лето
 +
 +16 - без сезона
 +
 +17 - цветение \ весна
 +
 +18 - весна
 +
 +19 - весна
 +
 +20 - без сезона
 +
 +21 - без сезона
 +
 +22 - без сезона
 +
 +23 - зима
 +
 +24 - зима
 +
 +25 - без сезона \ любовь
 +
 +26 - без сезона \ любовь
 +
 +27 - без сезона \ любовь
 +
 +28 - без сезона
 +
 +29 - луна \ осень
 +
 +30 - осень
 +
 +31 - осень
 +
 +32 - без сезона
 +
 +33 - без сезона
 +
 +34 - без сезона
 +
 +35 - цветение \ весна
 +
 +36 - весна
 +
 +ЛЕТО
 +
 +1 - лето
 +
 +2 - лето
 +
 +3 - без сезона
 +
 +4 - без сезона
 +
 +5 - луна \ осень
 +
 +6 - осень
 +
 +7 - осень
 +
 +8 - без сезона \ любовь
 +
 +9 - без сезона \ любовь
 +
 +10 - без сезона \ любовь
 +
 +11 - без сезона
 +
 +12 - без сезона
 +
 +13 - луна \ зима
 +
 +14 - зима
 +
 +15 - без сезона
 +
 +16 - без сезона
 +
 +17 - цветение \ весна
 +
 +18 - весна
 +
 +19 - весна
 +
 +20 - без сезона
 +
 +21 - без сезона
 +
 +22 - без сезона
 +
 +23 - лето
 +
 +24 - лето
 +
 +25 - без сезона \ любовь
 +
 +26 - без сезона \ любовь
 +
 +27 - без сезона \ любовь
 +
 +28 - без сезона
 +
 +29 - луна \ осень
 +
 +30 - осень
 +
 +31 - осень
 +
 +32 - без сезона
 +
 +33 - без сезона
 +
 +34 - без сезона \ весна
 +
 +35 - цветение \ весна
 +
 +36 - весна
 +
 +ОСЕНЬ
 +
 +1 - осень
 +
 +2 - луна \ осень
 +
 +3 - без сезона
 +
 +4 - без сезона
 +
 +5 - зима
 +
 +6 - зима
 +
 +7 - без сезона
 +
 +8 - без сезона \ любовь
 +
 +9 - без сезона \ любовь
 +
 +10 - без сезона \ любовь
 +
 +11 - без сезона
 +
 +12 - без сезона
 +
 +13 - летняя луна \ зима
 +
 +14 - лето \ зима
 +
 +15 - лето \ зима
 +
 +16 - без сезона
 +
 +17 - цветение \ весна
 +
 +18 - весна
 +
 +19 - весна
 +
 +20 - без сезона
 +
 +21 - без сезона
 +
 +22 - без сезона
 +
 +23 - лето \ зима
 +
 +24 - лето \ зима
 +
 +25 - без сезона \ любовь
 +
 +26 - без сезона \ любовь
 +
 +27 - без сезона \ любовь
 +
 +28 - без сезона
 +
 +29 - луна \ осень
 +
 +30 - осень
 +
 +31 - осень
 +
 +32 - без сезона
 +
 +33 - без сезона
 +
 +34 - без сезона \ весна
 +
 +35 - цветение \ весна
 +
 +36 - весна
 +
 +Примечания
 +
 +1. В строфах,​ обозначенных "​без сезона",​ обычно говорится о людях, чувствах или местах.
 +
 +2. Любовь упоминается по желанию.
 +
 +3. Луна всегда осенняя,​ если это не оговаривается в строфе конкретно,​ например,​ "​летняя луна"​ и т.д.
 +
 +4. Строфы 7, 19 и 31 пишет тот же автор, который написал предыдущую строфу,​ и дальше чередование авторов идет в обратном порядке (это делается для того, чтобы отвечали друг другу разные авторы). Если, к примеру,​ участвует 3 автора (А, В, С), они пишут строфы в следующем порядке: ​
 +
 +А-В-С-А-В-С-С-В-А-С-В-А-С-В-А-С-В-А-А-В-С-А-В-С-А-В-С-А-В-С-С-В-А-С-В-А
 +
 +5. В зависимости от сезонов весенних и осенних строф должно быть по 3-5, зимних и летних - по 2-4.
  
 ---- ----
 === Источник === === Источник ===
-[[http://​ru.wikipedia.org|Википедия]] 
  
 +[[http://​ru.wikipedia.org|Википедия]]\\
 +Лит.: Басё, Лирика,​ М., 1964\\ ​
 +Григорьева Т. и Логунова В., Японская литература,​ М., 1964\\
 +Литература Востока в средние века, т. 1, М., 1970\\
 +Конрад Н. И., Очерки японской литературы,​ М., 1973\\
 +Конрад Н. И., Японская литература,​ М., 1974.\\ ​
 +Часть "​Техника ренги"​ представляет собой компиляцию работ Уильяма Хиггинсона,​ Джейн Рейчхолд,​ Дугала Линдсея. Все возможные ошибки и неточности - на совести автора компиляции - Валентина Мазилова. [[http://​www.kulichki.com/​tolkien/​forum/​showpost.php?​p=61926&​postcount=2|Нанизанные строфы. Кулички]]

Свои инструменты