Различия

Здесь показаны различия между выбранной ревизией и текущей версией данной страницы.

Ссылка на это сравнение

сенрю [2009/11/03 23:00]
reflex_blue создано
сенрю [2013/01/16 22:06] (текущий)
petrik Сэнрю (яп. 川柳 "речная ива"), а не "три ивы" (川 - kawa - река, 三 - san - три)
Строка 1: Строка 1:
-===== сенрю/​сэнрю =====+====== сенрю/​сэнрю ​======
  
-Сэнрю (яп. 川柳 "три ивы") — жанр японской поэзии,​ возникший в период Эдо. По форме совпадает с [[хайку|хайку]],​ то есть представляет собой трёхстишие,​ состоящее из строк длиной в 5, 7 и 5 слогов.+Сэнрю (яп. 川柳 "речная ​ива") — жанр японской поэзии,​ возникший в период Эдо. По форме совпадает с [[хайку|хайку]],​ то есть представляет собой трёхстишие,​ состоящее из строк длиной в 5, 7 и 5 слогов.
  
 Своё название сэнрю получили по имени поэта Карая Сэнрю (柄井川柳,​ 1718—1790),​ благодаря которому жанр обрёл популярность. Своё название сэнрю получили по имени поэта Карая Сэнрю (柄井川柳,​ 1718—1790),​ благодаря которому жанр обрёл популярность.
 +
 +===== Особенности сенрю ===== 
 +
 +Сусуму Такигучи определяет сенрю тремя основными чертами:​\\
 +\\
 +1. [[окашими]] / [[коккей]] (滑稽- юмор). Юмор во всех его проявлениях от грубого туалетного юмора через сарказм и иронию до утонченного и высокоинтеллектуального остроумия.\\
 +2. [[каруми]] (軽み- лёгкость). Если в хайку каруми отностится больше к стилю напсания стихотворения и означает описание простых повседневных вещей простыми повседневными словами,​ в контексте сенрю каруми также означает отсутствие желчи и горечи,​ желания оскорбить или осквернить (хотя сенрю в большинстве случаев очень едкие и колкие).\\
 +3. [[угачи]] (穿ち- вскрыть,​ копнуть). Дать этому термину точный перевод достаточно сложно. В широком смысле он означает острую сатиру,​ насмешку,​ даже издёвку над недостатками как людей, отношениями между ними и людскими поступками,​ так и политическими устоями,​ общественной моралью и принципами,​ а также происходящими в мире событиями. \\
 +\\
 +[[киго|Киго]] и объекты природы могут присутствовать в сенрю, но являются второстепенными деталями\\
 +\\
 +В силу того, что коккей и каруми в той или иной степени могут быть чертами и многих хайку, некоторые исследователи жанра выделяют угачи как основной принцип,​ характерный для сенрю (см. At Wit’s End: Satirical Verse Contra Formative Ideologies in Bakumatsu and Meiji Japan by Anthony Brink, а также работы Arai Akira).\\
 +\\
 +\\
 +* * *\\
 +Если вы хоть немного "в теме",​ то тут же подскажете самое короткое определение:​ "​юмористические хайку"​ и... будете неправы.
 +Часто встречающееся в уважаемых источниках определение "​Юмористический жанр японской поэзии[и N-ное количество абзацев текста]"​ такая же профанация,​ как и пример выше, хотя и соответствующая большинству "​образцов жанра"​.
 +
 +Этот жанр японской поэзии,​ оформившийся как самостоятельный в период Эдо, по размеру и форме соответствует хайку, и так же произошел из популярной забавы того времени – [[ренку|ренку]]. Однако,​ в отличие от хайку, он является не "​боковой ветвью",​ а прямым наследником ренку. Впоследствии такие стихи стали называть по литературному псевдониму Карая Хачиемона (1718-1790),​ мастера,​ осуществлявшего отбор и судейство строф маэкудзуке,​ которые потом составили антологию Хайфу Янагидару,​ при жизни Карая выпущенную до 23 тома.
 +Из примеров оригинальных стихов Хайфу Янагидару:​
 +
 +**dorobo wo toraete mireba wagako nari**
 +
 +<color blue> вора поймал.\\ ​
 +      оказалось -\\ 
 +      сын мой\\ ​
 +</​color>​
 +
 +
 +После смерти Карая жанр, представляемый в Хайфу Янагидару,​ последовательно деградировал,​ пока не был вновь возрожден как искусство усилиями популяризаторов сенрю Сакай Кираки (1869-1945) и Инуэ Коичи, писавшего под псевдонимом Кенкабо (1870-1934),​ основателя журнала "​Сенрю"​ и автора ряда трудов по сенрю. Любопытно,​ что жены вышеупомянутых мастеров также увлекались сенрю: например,​ перу Инуэ Нубоко,​ основательнице первого женского общества любителей <​del>​пива</​del>​ сенрю, принадлежат такие строки:​
 +
 +<color blue> Как ни сажусь -\\ 
 +      Вижу себя такою\\ ​
 +      Какая есть\\ ​
 +</​color>​
 +
 +Не смешно?​ Не удивляйтесь. Не зря же выше указывалось,​ что популярное определение - только вершина айсберга.
 +Эстетическими категориями сенрю являются не только юмор (окашими),​ но и легкость(каруми),​ и озарение(угачи). Сенрю, в котором больше угачи, чем собственно юмора, и полностью отсутствует каруми,​ представляют собой так любимые многими начинающими авторами "​философские хайку":​
 +
 +**nyobo no yaku hodo teishu mote mo sezu**
 +
 +<color blue> Мужья, вообще\\ ​
 +      Не столь неверны\\ ​
 +      Сколь ревнивы жены\\ ​
 +</​color>​
 +
 +
 +В результате получается своеобразный поэтический афоризм. Оценить свои перспективы в данном направлении сенрю достаточно просто. Много ли вы уже придумали афоризмов?​
 +
 +Смесь [[каруми|каруми]] и угачи - это просто наблюдение мира, способность видеть то,
 +что не подмечают другие,​ но что заметят,​ если их "​ткнуть":​
 +
 +**niwatori no nani ka iitai ashizukai**
 +
 +<color blue> [важно] Идет петух...\\ ​
 +      Будто что сказать\\ ​
 +      Хочет\\ ​
 +</​color>​
 +
 +Вместе с тем, это и жанр гражданской реакции,​ способ поэтического отражения сиюминутных проблем общества:​
 +
 +<color blue> Ни рук ни ног -\\ 
 +      Вот теперь они вернут тебя домой\\ ​
 +      Солдат\\ ​
 +</​color>​
 +
 +За написание подобных сенрю в военное время Акира Цуру был арестован и замучен до смерти в японских застенках в 1938 году.
 +
 +Сенрю далеко не всегда будет юмористичным,​ напротив,​ в сферу внимания попадают достаточно трогательные сцены, и в таких случаях автор использует «хайковый» способ взаимодействия с читателем "от сердца к сердцу":​
 +
 +**yuigon no shidai shidai ni hikuku nari**
 +
 +<color blue> Последние слова -\\ 
 +      Чуть слышно,​\\ ​
 +      И все тише, тише...\\ ​
 +</​color>​
 +
 +Мастерство поэта сенрю, как и [[хайдзин|хайдзина]],​ в том чтобы подметить то, на что не обратили внимание другие;​ причем,​ как и в хайку, это не поиск необычного в мире, это внимание к деталям повседневной жизни, ускользающих от внимания зашоренных шаблонным восприятием глаз людей.
 +
 +В отличие от хайку, темой сенрю является не природа,​ а человек,​ во всех своих проявлениях. Любовь,​ секс, деньги,​ власть,​ гражданская тематика - все это тема для сенрю. Человек может быть темой хайку как часть природы,​ также и природа находит свое место в сенрю, как элемент жизни человека,​ различие лежит в акцентировке внимания на различной тематике стиха. В сенрю допустимо олицетворение,​ которого традиционно избегают в хайку:
 +
 +**nomanu yatsu tokidoki warau bakari nari**
 +
 +<color blue> сталкиваясь\\ ​
 +      и что-то шепча друг другу -\\ 
 +      муравьиный ручеек\\ ​
 +</​color>​
 +
 +Как вы могли заметить,​ использование приема загадка/​отгадка в сенрю, одной из эстетических категорий которого является юмор, вполне оправдано.
 +
 +Несмотря на больший тематический охват и допустимость абстрактных понятий и идей, сенрю все-таки имеет ряд формальных ограничений,​ как бы вас не пьянил аромат вседозволенности. Если вы напишете,​ например:​
 +
 +<color blue> не плачь никогда\\ ​
 +при маме\\ ​
 +никогда не плачь\\ ​
 +</​color>​
 +
 +[[http://​nickel1.livejournal.com/​|nickel1]]
 +
 +это не будет сенрю. Это будет агитплакат. а чтобы получилось сенрю, вместо призыва должно быть утверждение,​ причем с которым не поспоришь:​
 +
 +<color blue> не плачет никогда\\ ​
 +при маме\\ ​
 +никогда не плачет\\ ​
 +</​color>​
 +
 +Любителям писать "​про себя любим~ого/​~ую"​ опять не повезло:​ сенрю, как и хайку, не является отчетным документом о вашей повседневной жизни, чувствах,​ необычных переживаниях и "​моментах хайку"​ в контексте вашего восприятия. "​Я"​ может появиться в стихе, но это должно быть "​Я"​ читателя,​ а не автора.
 +
 +<color blue> Так давно был\\ ​
 +      Так давно не был\\ ​
 +      Дома\\ ​
 +</​color>​
 +
 +
 +Если хайку - картина,​ адресованная сердцу читателя,​ его чувствам,​ то сенрю - слова, адресованная его разуму. Да, в сенрю могут появиться немыслимые в хайку олицетворение,​ концепции и глубокие мысли о бытие нашем, но как и хайку, сенрю должно быть достоверным. При прочтении сенрю, исполненного угачи, читатель воскликнет:​ "​Черт возьми,​ метко подметил!",​ и это "​метко подметил"​ - костяк жанра.
 +
 +<color blue> Топает малыш\\ ​
 +      Пока еще босыми\\ ​
 +      Ладошками\\ ​
 +</​color>​
 +
 +Не следует полагать,​ что сенрю является «младшим братом» хайку, или писать его легче. Тем не менее, начинающие авторы начинают,​ как правило,​ именно с сенрю. Возможно,​ это объясняется тем фактом,​ что писать о людях для горожан несколько проще, чем на тему природы,​ все реже попадающую в сферу внимания современного человека. Возможно,​ этим же и объясняется тот феномен,​ что большая часть русскоязычных поэтов [[хайкай|хайкай]] на самом деле, в подавляющем большинстве,​ пишет именно сенрю, что никоим образом не снижает поэтической ценности их работ.
 +
 +<color blue> Влюбленные\\ ​
 +      Им некуда спешить\\ ​
 +      Еще минуту\\ ​
 +</​color>​
 +
 +
 +Сочиняя сенрю, помните,​ что существует принципиальная разница между произведениями Зощенко и дворовыми хохмами,​ как и между афоризмами Ницше и рассуждениями за кружкой пива. Ваш стих должен быть прежде всего ПОЭЗИЕЙ,​ в противном случае это тем более не будет сенрю или хайку.
 +
 +P.S.
 +Все японские сенрю в переводе [[http://​simizy.livejournal.com|Shimizu]].
 +Если не указан автор японского оригинала,​ значит он мне неизвестен. Буду благодарен за уточнения.
 +
 +----
 +=== Источник ===
 +
 +[[http://​azbuka-haiku.livejournal.com/​15124.html|Влад Васильев - Угачи]]\\
 +по материалам [[http://​community.livejournal.com/​kritika_haiku/​382094.html|КХ]]\\
 +Текст и примеры курсивом - [[http://​muromasa.livejournal.com|muromasa]],​ [[http://​simizy.livejournal.com|Shimizu]]

Свои инструменты