**Это старая версия документа.** ----

A PCRE internal error occured. This might be caused by a faulty plugin

====== сенрю/сэнрю ====== Сэнрю (яп. 川柳 "три ивы") — жанр японской поэзии, возникший в период Эдо. По форме совпадает с [[хайку|хайку]], то есть представляет собой трёхстишие, состоящее из строк длиной в 5, 7 и 5 слогов. Своё название сэнрю получили по имени поэта Карая Сэнрю (柄井川柳, 1718—1790), благодаря которому жанр обрёл популярность. ===== Особенности сенрю ===== Сусуму Такигучи определяет сенрю тремя основными чертами:\\ \\ 1. окашими / коккей (滑稽- юмор). Юмор во всех его проявлениях от грубого туалетного юмора через сарказм и иронию до утонченного и высокоинтеллектуального остроумия.\\ 2. каруми (軽み- лёгкость). Если в хайку каруми отностится больше к стилю напсания стихотворения и означает описание простых повседневных вещей простыми повседневными словами, в контексте сенрю каруми также означает отсутствие желчи и горечи, желания оскорбить или осквернить (хотя сенрю в большинстве случаев очень едкие и колкие).\\ 3. угачи (穿ち- вскрыть, копнуть). Дать этому термину точный перевод достаточно сложно. В широком смысле он означает острую сатиру, насмешку, даже издёвку над недостатками как людей, отношениями между ними и людскими поступками, так и политическими устоями, общественной моралью и принципами, а также происходящими в мире событиями. \\ \\ Киго и объекты природы могут присутствовать в сенрю, но являются второстепенными деталями\\ \\ В силу того, что коккей и каруми в той или иной степени могут быть чертами и многих хайку, некоторые исследователи жанра выделяют угачи как основной принцип, характерный для сенрю (см. At Wit’s End: Satirical Verse Contra Formative Ideologies in Bakumatsu and Meiji Japan by Anthony Brink, а также работы Arai Akira).\\ \\ \\ Если вы хоть немного "в теме", то тут же подскажете самое короткое определение: "юмористические хайку" и... будете неправы. Часто встречающееся в уважаемых источниках определение "Юмористический жанр японской поэзии[и N-ное количество абзацев текста]" такая же профанация, как и пример выше, хотя и соответствующая большинству "образцов жанра". Этот жанр японской поэзии, оформившийся как самостоятельный в период Эдо, по размеру и форме соответствует хайку, и так же произошел из популярной забавы того времени – [[ренку|ренку]]. Однако, в отличие от хайку, он является не "боковой ветвью", а прямым наследником ренку. Впоследствии такие стихи стали называть по литературному псевдониму Карая Хачиемона (1718-1790), мастера, осуществлявшего отбор и судейство строф маэкудзуке, которые потом составили антологию Хайфу Янагидару, при жизни Карая выпущенную до 23 тома. Из примеров оригинальных стихов Хайфу Янагидару: **dorobo wo toraete mireba wagako nari** <color blue> вора поймал.\\ оказалось -\\ сын мой\\ </color> После смерти Карая жанр, представляемый в Хайфу Янагидару, последовательно деградировал, пока не был вновь возрожден как искусство усилиями популяризаторов сенрю Сакай Кираки (1869-1945) и Инуэ Коичи, писавшего под псевдонимом Кенкабо (1870-1934), основателя журнала "Сенрю" и автора ряда трудов по сенрю. Любопытно, что жены вышеупомянутых мастеров также увлекались сенрю: например, перу Инуэ Нубоко, основательнице первого женского общества любителей <del>пива</del> сенрю, принадлежат такие строки: <color blue> Как ни сажусь -\\ Вижу себя такою\\ Какая есть\\ </color> Не смешно? Не удивляйтесь. Не зря же выше указывалось, что популярное определение - только вершина айсберга. Эстетическими категориями сенрю являются не только юмор (окашими), но и легкость(каруми), и озарение(угачи). Сенрю, в котором больше угачи, чем собственно юмора, и полностью отсутствует каруми, представляют собой так любимые многими начинающими авторами "философские хайку": **nyobo no yaku hodo teishu mote mo sezu** <color blue> Мужья, вообще\\ Не столь неверны\\ Сколь ревнивы жены\\ </color> В результате получается своеобразный поэтический афоризм. Оценить свои перспективы в данном направлении сенрю достаточно просто. Много ли вы уже придумали афоризмов? Смесь [[каруми|каруми]] и угачи - это просто наблюдение мира, способность видеть то, что не подмечают другие, но что заметят, если их "ткнуть": **niwatori no nani ka iitai ashizukai** <color blue> [важно] Идет петух...\\ Будто что сказать\\ Хочет\\ </color> Вместе с тем, это и жанр гражданской реакции, способ поэтического отражения сиюминутных проблем общества: <color blue> Ни рук ни ног -\\ Вот теперь они вернут тебя домой\\ Солдат\\ </color> За написание подобных сенрю в военное время Акира Цуру был арестован и замучен до смерти в японских застенках в 1938 году. Сенрю далеко не всегда будет юмористичным, напротив, в сферу внимания попадают достаточно трогательные сцены, и в таких случаях автор использует «хайковый» способ взаимодействия с читателем "от сердца к сердцу": **yuigon no shidai shidai ni hikuku nari** <color blue> Последние слова -\\ Чуть слышно,\\ И все тише, тише...\\ </color> Мастерство поэта сенрю, как и [[хайдзин|хайдзина]], в том чтобы подметить то, на что не обратили внимание другие; причем, как и в хайку, это не поиск необычного в мире, это внимание к деталям повседневной жизни, ускользающих от внимания зашоренных шаблонным восприятием глаз людей. В отличие от хайку, темой сенрю является не природа, а человек, во всех своих проявлениях. Любовь, секс, деньги, власть, гражданская тематика - все это тема для сенрю. Человек может быть темой хайку как часть природы, также и природа находит свое место в сенрю, как элемент жизни человека, различие лежит в акцентировке внимания на различной тематике стиха. В сенрю допустимо олицетворение, которого традиционно избегают в хайку: **nomanu yatsu tokidoki warau bakari nari** <color blue> сталкиваясь\\ и что-то шепча друг другу -\\ муравьиный ручеек\\ </color> Как вы могли заметить, использование приема загадка/отгадка в сенрю, одной из эстетических категорий которого является юмор, вполне оправдано. Несмотря на больший тематический охват и допустимость абстрактных понятий и идей, сенрю все-таки имеет ряд формальных ограничений, как бы вас не пьянил аромат вседозволенности. Если вы напишете, например: <color blue> не плачь никогда\\ при маме\\ никогда не плачь\\ </color> [[http://nickel1.livejournal.com/|nickel1]] это не будет сенрю. Это будет агитплакат. а чтобы получилось сенрю, вместо призыва должно быть утверждение, причем с которым не поспоришь: <color blue> не плачет никогда\\ при маме\\ никогда не плачет\\ </color> Любителям писать "про себя любим~ого/~ую" опять не повезло: сенрю, как и хайку, не является отчетным документом о вашей повседневной жизни, чувствах, необычных переживаниях и "моментах хайку" в контексте вашего восприятия. "Я" может появиться в стихе, но это должно быть "Я" читателя, а не автора. <color blue> Так давно был\\ Так давно не был\\ Дома\\ </color> Если хайку - картина, адресованная сердцу читателя, его чувствам, то сенрю - слова, адресованная его разуму. Да, в сенрю могут появиться немыслимые в хайку олицетворение, концепции и глубокие мысли о бытие нашем, но как и хайку, сенрю должно быть достоверным. При прочтении сенрю, исполненного угачи, читатель воскликнет: "Черт возьми, метко подметил!", и это "метко подметил" - костяк жанра. <color blue> Топает малыш\\ Пока еще босыми\\ Ладошками\\ </color> Не следует полагать, что сенрю является «младшим братом» хайку, или писать его легче. Тем не менее, начинающие авторы начинают, как правило, именно с сенрю. Возможно, это объясняется тем фактом, что писать о людях для горожан несколько проще, чем на тему природы, все реже попадающую в сферу внимания современного человека. Возможно, этим же и объясняется тот феномен, что большая часть русскоязычных поэтов [[хайкай|хайкай]] на самом деле, в подавляющем большинстве, пишет именно сенрю, что никоим образом не снижает поэтической ценности их работ. <color blue> Влюбленные\\ Им некуда спешить\\ Еще минуту\\ </color> Сочиняя сенрю, помните, что существует принципиальная разница между произведениями Зощенко и дворовыми хохмами, как и между афоризмами Ницше и рассуждениями за кружкой пива. Ваш стих должен быть прежде всего ПОЭЗИЕЙ, в противном случае это тем более не будет сенрю или хайку. P.S. Все японские сенрю в переводе [[http://simizy.livejournal.com|Shimizu]]. Если не указан автор японского оригинала, значит он мне неизвестен. Буду благодарен за уточнения. ---- === Источник === [[http://azbuka-haiku.livejournal.com/15124.html|Влад Васильев - Угачи]] по материалам [[http://community.livejournal.com/kritika_haiku/382094.html|КХ]]\\ Текст и примеры курсивом - [[http://muromasa.livejournal.com|muromasa]], [[http://simizy.livejournal.com|Shimizu]]


Навигация

[[:article|Статьи]] ---- [[:terms|Термины]] ---- [[:personnel|Персоналии]] ---- [[:index|Алфавитный указатель]] ---- ---- [[biblio:начало|Библиотека]] ---- [[:haiku-links|Хайку-ссылки]] ---- [[:faq|FAQ]]\\ + [[faq:Рекомендации по оформлению страниц|рекомендации]]\\ + [[syntax|синтаксис]]

Свои инструменты