Это старая версия документа.


сенрю/сэнрю

Сэнрю (яп. 川柳 «три ивы») — жанр японской поэзии, возникший в период Эдо. По форме совпадает с хайку, то есть представляет собой трёхстишие, состоящее из строк длиной в 5, 7 и 5 слогов.

Своё название сэнрю получили по имени поэта Карая Сэнрю (柄井川柳, 1718—1790), благодаря которому жанр обрёл популярность.

Особенности сенрю

Сусуму Такигучи определяет сенрю тремя основными чертами:

1. окашими / коккей (滑稽- юмор). Юмор во всех его проявлениях от грубого туалетного юмора через сарказм и иронию до утонченного и высокоинтеллектуального остроумия.
2. каруми (軽み- лёгкость). Если в хайку каруми отностится больше к стилю напсания стихотворения и означает описание простых повседневных вещей простыми повседневными словами, в контексте сенрю каруми также означает отсутствие желчи и горечи, желания оскорбить или осквернить (хотя сенрю в большинстве случаев очень едкие и колкие).
3. угачи (穿ち- вскрыть, копнуть). Дать этому термину точный перевод достаточно сложно. В широком смысле он означает острую сатиру, насмешку, даже издёвку над недостатками как людей, отношениями между ними и людскими поступками, так и политическими устоями, общественной моралью и принципами, а также происходящими в мире событиями.

Киго и объекты природы могут присутствовать в сенрю, но являются второстепенными деталями

В силу того, что коккей и каруми в той или иной степени могут быть чертами и многих хайку, некоторые исследователи жанра выделяют угачи как основной принцип, характерный для сенрю (см. At Wit’s End: Satirical Verse Contra Formative Ideologies in Bakumatsu and Meiji Japan by Anthony Brink, а также работы Arai Akira).


*
Если вы хоть немного «в теме», то тут же подскажете самое короткое определение: «юмористические хайку» и… будете неправы. Часто встречающееся в уважаемых источниках определение «Юмористический жанр японской поэзии[и N-ное количество абзацев текста]» такая же профанация, как и пример выше, хотя и соответствующая большинству «образцов жанра». Этот жанр японской поэзии, оформившийся как самостоятельный в период Эдо, по размеру и форме соответствует хайку, и так же произошел из популярной забавы того времени – ренку. Однако, в отличие от хайку, он является не «боковой ветвью», а прямым наследником ренку. Впоследствии такие стихи стали называть по литературному псевдониму Карая Хачиемона (1718-1790), мастера, осуществлявшего отбор и судейство строф маэкудзуке, которые потом составили антологию Хайфу Янагидару, при жизни Карая выпущенную до 23 тома. Из примеров оригинальных стихов Хайфу Янагидару:
dorobo wo toraete mireba wagako nari вора поймал.
оказалось -
сын мой
После смерти Карая жанр, представляемый в Хайфу Янагидару, последовательно деградировал, пока не был вновь возрожден как искусство усилиями популяризаторов сенрю Сакай Кираки (1869-1945) и Инуэ Коичи, писавшего под псевдонимом Кенкабо (1870-1934), основателя журнала «Сенрю» и автора ряда трудов по сенрю. Любопытно, что жены вышеупомянутых мастеров также увлекались сенрю: например, перу Инуэ Нубоко, основательнице первого женского общества любителей пива сенрю, принадлежат такие строки: Как ни сажусь -
Вижу себя такою
Какая есть
Не смешно? Не удивляйтесь. Не зря же выше указывалось, что популярное определение - только вершина айсберга. Эстетическими категориями сенрю являются не только юмор (окашими), но и легкость(каруми), и озарение(угачи). Сенрю, в котором больше угачи, чем собственно юмора, и полностью отсутствует каруми, представляют собой так любимые многими начинающими авторами «философские хайку»:
nyobo no yaku hodo teishu mote mo sezu Мужья, вообще
Не столь неверны
Сколь ревнивы жены
В результате получается своеобразный поэтический афоризм. Оценить свои перспективы в данном направлении сенрю достаточно просто. Много ли вы уже придумали афоризмов? Смесь каруми и угачи - это просто наблюдение мира, способность видеть то, что не подмечают другие, но что заметят, если их «ткнуть»:
niwatori no nani ka iitai ashizukai [важно] Идет петух…
Будто что сказать
Хочет
Вместе с тем, это и жанр гражданской реакции, способ поэтического отражения сиюминутных проблем общества: Ни рук ни ног -
Вот теперь они вернут тебя домой
Солдат
За написание подобных сенрю в военное время Акира Цуру был арестован и замучен до смерти в японских застенках в 1938 году. Сенрю далеко не всегда будет юмористичным, напротив, в сферу внимания попадают достаточно трогательные сцены, и в таких случаях автор использует «хайковый» способ взаимодействия с читателем «от сердца к сердцу»:
yuigon no shidai shidai ni hikuku nari Последние слова -
Чуть слышно,
И все тише, тише…
Мастерство поэта сенрю, как и хайдзина, в том чтобы подметить то, на что не обратили внимание другие; причем, как и в хайку, это не поиск необычного в мире, это внимание к деталям повседневной жизни, ускользающих от внимания зашоренных шаблонным восприятием глаз людей. В отличие от хайку, темой сенрю является не природа, а человек, во всех своих проявлениях. Любовь, секс, деньги, власть, гражданская тематика - все это тема для сенрю. Человек может быть темой хайку как часть природы, также и природа находит свое место в сенрю, как элемент жизни человека, различие лежит в акцентировке внимания на различной тематике стиха. В сенрю допустимо олицетворение, которого традиционно избегают в хайку:
nomanu yatsu tokidoki warau bakari nari**

сталкиваясь
и что-то шепча друг другу -
муравьиный ручеек

Как вы могли заметить, использование приема загадка/отгадка в сенрю, одной из эстетических категорий которого является юмор, вполне оправдано.

Несмотря на больший тематический охват и допустимость абстрактных понятий и идей, сенрю все-таки имеет ряд формальных ограничений, как бы вас не пьянил аромат вседозволенности. Если вы напишете, например:

не плачь никогда
при маме
никогда не плачь

nickel1

это не будет сенрю. Это будет агитплакат. а чтобы получилось сенрю, вместо призыва должно быть утверждение, причем с которым не поспоришь:

не плачет никогда
при маме
никогда не плачет

Любителям писать «про себя любим~ого/~ую» опять не повезло: сенрю, как и хайку, не является отчетным документом о вашей повседневной жизни, чувствах, необычных переживаниях и «моментах хайку» в контексте вашего восприятия. «Я» может появиться в стихе, но это должно быть «Я» читателя, а не автора.

Так давно был
Так давно не был
Дома

Если хайку - картина, адресованная сердцу читателя, его чувствам, то сенрю - слова, адресованная его разуму. Да, в сенрю могут появиться немыслимые в хайку олицетворение, концепции и глубокие мысли о бытие нашем, но как и хайку, сенрю должно быть достоверным. При прочтении сенрю, исполненного угачи, читатель воскликнет: «Черт возьми, метко подметил!», и это «метко подметил» - костяк жанра.

Топает малыш
Пока еще босыми
Ладошками

Не следует полагать, что сенрю является «младшим братом» хайку, или писать его легче. Тем не менее, начинающие авторы начинают, как правило, именно с сенрю. Возможно, это объясняется тем фактом, что писать о людях для горожан несколько проще, чем на тему природы, все реже попадающую в сферу внимания современного человека. Возможно, этим же и объясняется тот феномен, что большая часть русскоязычных поэтов хайкай на самом деле, в подавляющем большинстве, пишет именно сенрю, что никоим образом не снижает поэтической ценности их работ.

Влюбленные
Им некуда спешить
Еще минуту

Сочиняя сенрю, помните, что существует принципиальная разница между произведениями Зощенко и дворовыми хохмами, как и между афоризмами Ницше и рассуждениями за кружкой пива. Ваш стих должен быть прежде всего ПОЭЗИЕЙ, в противном случае это тем более не будет сенрю или хайку.

P.S. Все японские сенрю в переводе Shimizu. Если не указан автор японского оригинала, значит он мне неизвестен. Буду благодарен за уточнения.


Источник

Влад Васильев - Угачи
по материалам КХ
Текст и примеры курсивом - muromasa, Shimizu


Свои инструменты