Вы находитесь здесь: Haikupedia - энциклопедия хайку » Сугита Хисако
Сугита Хисако
1890-1946
Поэтический псевдоним - Сугита Хисадзё. Дочь ответственного чиновника правительственной администрации, Хисадзё получила отличное классическое образование, которое привило ей любовь к изящной словесности и тайную страсть к богемной жизни. Пренебрегая выгодными предложениями, она отдала сердце бедному художнику и вышла за него замуж, мечтая разделить с мужем муки творчества и дискомфорт токийской мансарды. По иронии судьбы муж тотчас же получил место учителя рисования в школе, которое гарантировало сносный доход, но не оставляло времени и сил для занятий живописью. Оказавшись вместе с мужем, заурядным учителем, в глухой провинции, на Кюсю, Хисадзё впала в депрессию, следы которой отчетливо видны в ее поэзии тех лет:
Штопаю носки -
Норой я так и не стала,
учительская жена…
Имя героини ибсеновского «Кукольного дома», символа женской эмансипации, служит здесь печальным напоминанием о прямо противоположной судьбе самой Хисадзё.
Однако Хисадзё вовсе не собиралась мириться с уготованной ей судьбой. В 1916 году подборка ее стихов была напечатана в «Хототогису». Сам Такахама Кёси заметил и благословил талантливую молодую поэтессу, которая продолжала публиковать блестящие хайку в духе сясэй с непременной «изюминкой» в тексте:
Как хочет поет
горная кукушка,
рассыпая эхо…
***
Песенка летит
ввысь, к темно-лиловой туче -
играют в мячик на нитке…
Будучи весьма высокого мнения о своем даровании, Хисадзё пишет критическое обозрение о современных хайку, в котором сравнивает всех своих соперниц с несчастными героинями -любовницами принца Гэндзи, а себе при этом отводит роль вне конкуренции.
Чтобы развеять скуку провинциальной жизни, популярная поэтесса пускается в любовные приключения, и в ее стихах вскоре появляются ноты эротики. В 1932 году она становится во главе нового журнала хайку «Ханагоромо» («Наряд из цветов»), в котором, к большому неудовольствию Кёси и других старейшин «Хототогису», появляются трехстишия вольной формы и порой фривольного содержания.
Наряд из цветов
я сброшу - скорей бы распутать
разные шнурочки…
Хисадзё не обращает внимания на замечания и продолжает «петь как хочет», за что ее в конце концов в 1936 году исключают из «Хототогису».
Отлучение от магистральной школы хайку явилось для поэтессы большим ударом. К тому же у нее начали проявляться симптомы психического расстройства. Хисадзё замолкла и перестала писать. В поэзию она больше не возвращалась, но ее стихи продолжали жить своей жизнью. Впервые они были изданы в виде сборника лишь спустя несколько лет после смерти автора, привлекая смелостью и оригинальностью читателей нового поколения.
Источник
Ссылки
Вы посетили: • Сугита Хисако