Различия

Здесь показаны различия между выбранной ревизией и текущей версией данной страницы.

Ссылка на это сравнение

хайкай [2009/11/09 20:58]
reflex_blue создано
хайкай [2011/05/01 12:25] (текущий)
graf_mur
Строка 1: Строка 1:
-===== хайкай =====+====== хайкай ​======
  
-Хайкай – одно из названий жанра японских трехстиший. Первоначально жанр комических стихов,​ в противовес [[вака]].+Хайкай ​(俳諧) ​– одно из названий жанра японских трехстиший. Первоначально жанр комических стихов,​ в противовес [[вака]].
  
 Первоначально слово «хайкай» служило для обозначения комической поэзии в целом. Его можно обнаружить уже в антологии «Кокин-сю»,​ где, в соответствии с традициями «[[Манъёсю]]» (там стихи комического содержания представлены отдельно в 16-м свитке),​ комические [[вака]] были собраны в особом разделе,​ которому дали название «хайкай-ка» (шуточные песни). В XVI веке приобрели чрезвычайную популярность хайкай-рэнга («комические нанизанные строфы»,​ примерно с конца XIX века они стали называться рэнку),​ или сокращенно - хайкай,​ и в конце концов термин «хайкай» распространился на все виды литературного (и отчасти живописного) творчества,​ так или иначе обязанные своим возникновением поэзии «комических строф» и связанные с ней обшей поэтикой. Таким образом,​ под хайкай обычно понимают «комическую рэнга» (хайкай-но рэнга),​ трехстишия [[хокку]] (в конце XIX века получившие название [[хайку]]),​ а также возникший на основе этих трехстиший прозаический жанр [[хайбун]]. Можно сказать,​ что комические строфы хайкай-но рэнга дали толчок целому направлению в литературе,​ которое в свою очередь оказало большое влияние как на прочие литературные жанры (на поэзию вака, в частности),​ так и на всю японскую культуру (в живописи,​ к примеру,​ возник весьма своеобразный жанр [[хайга]]). Основным в поэзии хайкай очень быстро стало трехстишие хокку. Первоначально слово «хайкай» служило для обозначения комической поэзии в целом. Его можно обнаружить уже в антологии «Кокин-сю»,​ где, в соответствии с традициями «[[Манъёсю]]» (там стихи комического содержания представлены отдельно в 16-м свитке),​ комические [[вака]] были собраны в особом разделе,​ которому дали название «хайкай-ка» (шуточные песни). В XVI веке приобрели чрезвычайную популярность хайкай-рэнга («комические нанизанные строфы»,​ примерно с конца XIX века они стали называться рэнку),​ или сокращенно - хайкай,​ и в конце концов термин «хайкай» распространился на все виды литературного (и отчасти живописного) творчества,​ так или иначе обязанные своим возникновением поэзии «комических строф» и связанные с ней обшей поэтикой. Таким образом,​ под хайкай обычно понимают «комическую рэнга» (хайкай-но рэнга),​ трехстишия [[хокку]] (в конце XIX века получившие название [[хайку]]),​ а также возникший на основе этих трехстиший прозаический жанр [[хайбун]]. Можно сказать,​ что комические строфы хайкай-но рэнга дали толчок целому направлению в литературе,​ которое в свою очередь оказало большое влияние как на прочие литературные жанры (на поэзию вака, в частности),​ так и на всю японскую культуру (в живописи,​ к примеру,​ возник весьма своеобразный жанр [[хайга]]). Основным в поэзии хайкай очень быстро стало трехстишие хокку.
Строка 7: Строка 7:
 Если поэт, пишущий вака, как мы говорили,​ подчиняет природное чувству (то есть для него «чувство» или «сердце» - [[кокоро]] - первично,​ а природа,​ действительный мир - вторичны),​ то поэт хайкай,​ отталкиваясь от конкретной детали,​ конкретного явления,​ подчиняет себя дыханию природы,​ сливается с объектом изображения,​ в результате чего рождается трехстишие. Не зря [[мацуо-басё|Басё]] говорил:​ «Учитесь у бамбука,​ учитесь у сосны». Или еще: «Надо писать,​ пока свет, исходящий из вещи, не погас в твоем сердце». Если поэт, пишущий вака, как мы говорили,​ подчиняет природное чувству (то есть для него «чувство» или «сердце» - [[кокоро]] - первично,​ а природа,​ действительный мир - вторичны),​ то поэт хайкай,​ отталкиваясь от конкретной детали,​ конкретного явления,​ подчиняет себя дыханию природы,​ сливается с объектом изображения,​ в результате чего рождается трехстишие. Не зря [[мацуо-басё|Басё]] говорил:​ «Учитесь у бамбука,​ учитесь у сосны». Или еще: «Надо писать,​ пока свет, исходящий из вещи, не погас в твоем сердце».
 То есть можно сказать,​ что у поэзии вака и поэзии хайкай - различные отправные точки. В поэзии вака - это человеческое сердце,​ собственные чувства,​ в поэзии хайкай - это вещественный,​ конкретный и неповторимый в каждом своем проявлении предметный мир. Для поэзии вака характерно движение от сердца,​ чувств,​ к природе,​ для поэзии хайкай наоборот - от природы к сердцу. То есть можно сказать,​ что у поэзии вака и поэзии хайкай - различные отправные точки. В поэзии вака - это человеческое сердце,​ собственные чувства,​ в поэзии хайкай - это вещественный,​ конкретный и неповторимый в каждом своем проявлении предметный мир. Для поэзии вака характерно движение от сердца,​ чувств,​ к природе,​ для поэзии хайкай наоборот - от природы к сердцу.
-\\ + 
 +---- 
 +=== Источник ===
 [[http://​graf-mur.holm.ru/​gerb/​gerb13.htm|Т. Соколова-Делюсина]] [[http://​graf-mur.holm.ru/​gerb/​gerb13.htm|Т. Соколова-Делюсина]]
  

Свои инструменты