рэнку

Нанизанные Строфы (Рэнку)

Поэзия «нанизанных строф» (рэнку) возникла в Японии в XIII веке, когда пятистишие (рэнку), прежде занимавшее в японской поэзии господствующее положение, стало вполне ощутимо распадаться на две строфы - трехстишие (с чередованием слогов 5-7-5) и двустишие (7-7). К этому своеобразному поэтическому жанру можно отнести классический вариант «нанизанных строф» - собственно рэнку и более поздний вариант - хайкай-но рэнга, иначе рэнку.

«Нанизанные строфы» сочинялись обычно двумя или несколькими поэтами: один сочинял трехстишие, второй добавлял к нему двустишие, к которому, в свою очередь, присоединялось новое трехстишие и т. д., - в результате возникала цепь трехстиший и двустиший, из которых каждое было связано с предыдущим и последующим, составляя с ними пятистишия. Один такой цикл состоял, как правило, из ста или тридцати шести стихотворений. Искусство «нанизывания строф» подчинялось строгим канонам и правилам. Например, в первых шести строфах запрещалось говорить о любви, болезнях, в определенных строфах полагалось упоминать «луну» и «цветы», в определенных строфах следовало менять время года, причем «зима» и «осень» могли фигурировать только в двух следующих друг за другом строфах, а «весна» и «осень» должны были возникать, по меньшей мере, в трех разных местах и т. п.

Авторам предписывалось по возможности разнообразить содержание строф, избегая монотонности и повторений. Партнеры могли вести подспудную борьбу, и зачастую именно она становилась объектом внимания знатоков, придавая особую напряженность и динамичность этому жанру. Можно было создать для партнера неблагоприятные условия, не давая ему возможности перейти к теме, к которой он должен перейти, согласно правилам, или, наоборот, облегчить ему этот переход - искусство мастера «нанизанных строф» заключалось в умении быстро реагировать на постоянно меняющуюся ситуацию, чутко улавливая ее скрытые возможности и раскрывая их так, чтобы неожиданность и новизна сочетались со строгим следованием канону. Сочетание импровизации с каноном, пожалуй, и является главной особенностью этого поэтического жанра. Каждая новая строфа выводит на передний план какую-нибудь новую деталь, до этого момента остававшуюся вне поля зрения партнеров, и эта деталь становится толчком, побуждающим воображение партнера к разворачиванию той или иной картины. Естественно, что таких картин могло быть множество, один поворачивал тему так, другой - иначе, непредсказуемость каждого нового шага и придавала особенную напряженность процессу «нанизывания строф». Именно внутри этого жанра и сложилась традиция домысливать, дополнять, откликаться на малейший намек, создавать яркий образ, отталкиваясь от конкретной детали.

Первое трехстишие цикла называлось рэнку (буквально - «начальная строфа»). Долгое время оно не имело самостоятельного значения и существовало только в виде составной части «нанизанных строф». Однако ему с самого начала уделялось особое внимание - ведь именно оно давало толчок развертыванию цепи образов, в нем, как в нераспустившемся бутоне, должен был заключаться будущий цветок всего цикла. Почетное право сочинить хокку предоставлялось лишь самым уважаемым мастерам. Только это начальное трехстишие и могло сочиняться, и очень часто действительно сочинялось заранее, иногда задолго до того, как начинался сам процесс «нанизывания строф».

Возможно, именно это особое положение хокку и привело к тому, что постепенно «начальные» трехстишия стали рассматриваться как самостоятельные произведения, во всяком случае, уже с начала XVI века начали появляться сборники, состоявшие из одних «хокку». (Кстати, после того как хокку обрело самостоятельность, первую строфу цикла «нанизывания строф» перестали называть «хокку» и дали ей новое название - рэнку.)

В ходе развития поэзии «нанизанных строф» сложились и правила, определившие композиционные, ритмические и прочие особенности рэнку. В частности, хокку полагается иметь «режущее слово» (рэнку), то есть какую-нибудь грамматическую частицу, которая либо, находясь после первого или второго стиха, обеспечивает цезуру, разбивающую трехстишие на две части, либо, находясь в конце, придает ему грамматическую завершенность, таким образом организуя стихотворение грамматически и интонационно. Второй непременный атрибут «хокку» - «сезонное слово» (киго), обеспечивающее соотнесенность хокку с определенным временем года (если в стихотворении есть слово «слива», то речь идет о весне, если «гроза» - о лете и т. д. Списки «сезонных слов» уточняются и пополняются и в настоящее время).


Источник

Луна над горой. - СПб.: Кристалл, 1999. - (Б-ка мировой лит. Малая серия).


Соединение строф в ренку

Как известно, искусство сцепления строф в ренку базируется на двух основных принципах – соединение (tsukeai) и поворот (tenji). Эти два основополагающих принципа описывают взаимосвязь между любыми тремя соседствующими строфами ренку (учикоши – строфа, предшествующая маэку, маэку – текущая строфа и цукеку – строфа, следующая за маэку – см. словарь терминов). На этих двух принципах основана вся теория построения ренку от правил чередования тем в цепочке до расположения опорных строф, выбора сезонных слов (киго) и образов. Эти принципы широко описаны в теоретических работах, поэтому мы не будем на них подробно останавливаться здесь, а лишь напомним, что они означают. Принцип соединения означает, что цукеку должно быть связано с маэку, а принцип поворота означает, что цукеку не должно повторять учикоши в плане образов или настроения, а должно уводить от него, тем самым делая поворот в развитии ренку.

В данной работе мы рассмотрим различные методы соединения цукеку с маэку, а также принципы прогрессии в ренку, непосредственно связанные с методами соединения, с целью создания некоего практического руководства, которое можно использовать как при планировании ренку, так и непосредственно при её написании. Думаю, будет не трудно заметить, что многие из этих приёмов используются и при написании хайку.

Классификация, приведенная ниже, не является единственно возможной и исчерпывающей и соединяет вместе работы теоретиков ренку разных эпох. В этой классификации автор опирался на свою интепретацию работ ученика Басё, Шико (которые впоследствии принял за основу ученик Бусона, Кито), приведенные в книге Херберта Джонсона «Поэтика Хайкай», работы теоретика хайкай Уильяма Хиггинсона «Связь и Поворот», а также на собственное понимание вопроса. В данном виде эта классификация нигде не приводится и является лишь лично мотивированной попыткой свести воедино все аспекты связи строф в ренку. Следует отметить, что в силу того, что за основу берется классификация Шико (и соответственно логично предположить, что она основывается на учениях школы Басё), мы рассматриваем в основном типы соединения строф, характерные для этой школы, которые объединены общей основополагающей концепцией аромат (nioi). Рассмотрение более ранних принципов соединения строф выходит за рамки данной работы.

В сцеплении строф ренку можно выделить шесть взаимосвязанных аспектов, которые относительно не сложно найти при анализе каждой последовательности маэку и цукеку. В совокупности все эти шесть аспектов описывают метод присоединения цукеку к маэку.

  1. Стиль соединения строф
  2. Вид соединения строф
  3. Способы соединения строф (связующий элемент)
  4. Тип строфы
  5. Тема строфы
  6. Материалы

Первые три аспекта относятся непосредственно к соединению цукеку к маэку, в то время как последние три также связаны с общей прогрессией и развитием цепочки в плане разнообразия присутствующих в ней строф. Давайте рассмотрим каждый из аспектов по отдельности.

1. Стили соединения строф

Стиль соединения строф – это наиболее общий принцип, описывающий взаимодействие маэку и цукеку и обозначающий направление развития цукеку.

Таких основных стилей всего три:

  1. продолжение (ushin)
    - украшение (ashirai)
    - уводящая строфа (nigeku)

Стиль Продолжение (ushin), который было бы более правильно перевести как «с чувством», предполагает тесную связь между маэку и цукеку, основанную на континууме ситуации или настроения и строится либо на соответствии либо на контрасте настроений двух смежных строф. Концепция ushin изначально использовалась в теории вака и обозначала тонкий, изысканный стиль композиции. В данном случае ushin означает глубоко прочувствованную взаимосвязь между строфами, тонкое понимание автором цукеку настроения маэку. Цукеку, однако, ни в коем случае не должно повторять образы маэку, а должно быть независимой строфой. При присоединении строфы в стиле Продолжение, настроение цукеку может повторять настроение маэку или оттенять его при помощи контраста образов или чувств. В данном случае маэку и цукеку можно сравнить с однородными (равноправными) членами предложения, а если проводить аналогию с хайку – с концепцией сопоставления (toriawase). Данный тип соединения может использоваться, например, при соединении первых двух строф ренку или при соединении строф одного сезонного или несезонного блока.

Вторым фундаментальным стилем соединения цукеку и маэку является Украшение (ashirai). Основным принципиальным отличием Украшения от Продолжения является то, что в данном случае цукеку и маэку не являются равноправными строфами, а цукеку предполагает углубление, детализацию, развитие темы / ситуации маэку, ускорение / замедление темпа, придание большей красочности, дополнение деталями или же, наоборот, обобщение и т.д. В данном случае цукеку можно сравнить с уточнением, деепричастным или причастным оборотом, а если продолжать аналогию с хайку – с зум-эффектом. Данный тип соединения также может использоваться, например, при соединении ваки и хокку, а также строф одного сезонного или несезонного блока. Связь между маэку и цукеку еще достаточно сильная, но фокус смещается с одного образа на другой.

Третьим принципом является Уводящая строфа (nigeku). Он предполагает относительно свободную связь между маэку и цукеку, поворот сюжета, настроения, новую перспективу, изменение любого порядка. В данном случае цукеку можно сравнить с новым предложением, красной строкой, новой главой, где связь с предыдущим повествованием сохраняется, но начинается какая-то новая тема. Цукеку и маэку тут, как и в Продолжении, равноправны, а фокус смещается не вглубь, а в сторону. Данный тип соединения может использоваться, например, при написании дайсана, когда требуется сильный поворот от тесно связанных хокку-ваки, или при переходе от сезонного блока к несезонному и наоборот.

2. Виды соединеня строф

Виды соединения строф являются разновидностями одного из трех основных стилей, описанных выше, и каждый вид соответствует одному из стилей. Виды соединения означают КАК именно мы соединяем строфы.

Различают семь видов соединения

  1. созвучие (ushin)
    - всплеск эмоций (kijō)
    - противопоставление (mukaizuke)
    - детализация (ashirai)
    - темп (hyōshi)
    - краски (irodate)
    - уводящая строфа (nigeku)

Первые три вида (созвучие, всплеск эмоций и противопоставление) являются разновидностями стиля Продолжение.

Соединение при помощи Созвучия означает, что атмосфера, настроение цукеку повторяет атмосферу и настроение маэку или, что сцена цукеку та же, что и в маэку, и в той же эмоциональной гамме. Данный вид соединения может использоваться, например в касэне как вторая строфа какого-либо сезонного блока.

При соединении Противопоставлением автор цукеку продолжает линию маэку, но как бы делает поворот головы и дополняет сцену новыми образами и персонажами, описывает ситуацию под другим ракурсом, часто опираясь на контраст природных и человеческих или столкновение двух человеческих образов. Контраст настроений (например, удовлетворение и разочарование) также относится к данному виду соединения. Данный вид связи часто используется как финальная строфа блока, посвященного человеческим чувствам.

Соединение Всплеск эмоций в основном используется, когда автор цукеку хочет переключиться с пейзажных строф на человеческие и дать эмоциональную, зачастую достаточно сильную, реакцию на природные образы, описанные в маэку. Данный тип связи также называют hibiki – резонанс человеческих чувств и природных образов. В отличии от соединения Противопоставлением чувства здесь не контрастирующие, а выраженные.

Следующие три вида (детализация, темп и краски) являются разновидностями стиля Украшение.

Соединение при помощи Детализации означает, что автор цукеку добавляет какую-то конкретную деталь к общей картинке / ситуации, описанной в маэку, дополняет образ маэку новой характеристикой. При данной связи мы наблюдаем переход от абстрактного к конкретному, от общего к частному. Это так же может быть развитие какого-либо образа, его неожиданная интерпретация при пристальном рассмотрении. Данное соединение характерно и для чисто природных строф – например появление в пейзажной картинке животных или растений.

Вид соединения Темп означает всякого рода интенсификацию темпа, ритма, тона, чувства маэку. Данный вид связи также называют hashiri (бег). Он наиболее часто встречается в смежных строфах типа Действие (см. ниже).

Последним видом соединения стиля Украшение является Краски. Данный вид предполагает смещение фокуса объекта маэку на его цвет, который и являтся объектом соединения, или же придание большей красочности, насыщенности сцены маэку (сильный эпитет, фигура речи, метафора). Этот вид соединения более характерен для пейзажного типа строф (см. ниже).

Стиль Уводящая строфа не имеет под-стилей и не разбивается на различные виды связи.

3. Способы соединения строф

Выделяют восемь способов соединения строф, которые обозначают связующие элементы (опорные образы), на которых строится соединение. В отличии от видов соединения, которые описывают КАК мы соединяем, это ЧТО мы соединяем. Некоторые способы могут соответсвовать одному или нескольким видам соединения. Связующие элементы не следует путать с одним из стилей сцепления строф добасевской эпохи, котоба-цуке (соединение по словам), который предполагал фиксированные связи между словами и образами.

Итак, восемь способов соединения, исходя из связующих элементов:

- то же лицо (sono hito). При данном способе связи цукеку и маэку описывают один и тот же персонаж (чаще всего человека) с разных стронон. Это лицо является связующим элементом. Например, маэку может описывать внешний вид человека, а цукеку – его чувства или мысли, или цукеку может развивать образ маэку, обращая внимание читателя на какую-то конкретную деталь. Этот способ связи характерен для стилей соединения Продолжение и Украшение.

- то же место (sono ba). При данном способе связи действие маэку и цукеку происходит в одном и том же месте, но фокус смещается с одного образа (персонажа) на другой, поэтому данный способ используется при стиле Украшение.

- то же время (sono toki) При данном способе связи действие маэку и цукеку происходит в одно и то же время, которое является связующим элементом. Например, действие двух смежных строф происходит в то же время суток (утро, день, ночь) или буквально в то же самое время. Данный способ используется при всех стилях соединения.

- сезон (jisetsu) Связующим элементом цукеку и маэку здесь выступает сезон, который является единым для обеих строф. Этот способ используется для соединения смежных строф сезонных блоков и харектерен для стилей Продолжение и Украшение.

- небесные явления (tensō). Данный способ соединения, который также переводится как Погода, применяется при использовании стиля Уводящая строфа. Как и на Западе, разговор о погоде является идеальным поводом для того, чтобы сменить тему и перевести разговор в новое русло. Этот способ применяется, когда трудно подобрать подходящую связь для маэку (тема исчерпала себя) и необходимо найти новые пути для развития цепочки.

- наблюдение (kansō). Этот способ также переводится как «сочувствие» или «сопереживание». В данном случае маэку и цукеку связывет общее чувство, переживание, настроение, хотя образы в смежных строфах могут быть разными. Способ Наблюдение характерен для всех стилей и видов соединения строф, но наиболее ярко проявляется в комбинации с видом Эмоция.

- аспект (omokage). Связующим элементом этого способа соединения является какой-то концептуальный аспект маэку, который дополняется, развивается или берется как центральный образ в цукеку. Например, конкретный предмет или действие, иллюстрирующее идею или концепцию предыдущей строфы. Этот способ также переводят как «ностальгический образ», так как он включает в себя такой прием, как аллюзия – прямой отсыл к историческим событиям, фигурам, литературным произведениям, помогающий более полно раскрыть идею предыдущей строфы. Данный способ характерен для всех стилей соединения.

- приветствие (aisatsu). Данный способ соединения содержит аллегорическую интерпретацию в цукеку образа маэку, завуалированное упоминание исторических личностей, близких людей, а также непосредственно участников ренку. Этот способ также применяется, когда автор цукеку связывает образы маэку с конкретными местностями, объектами природы. Приветствие характерен для всех стилей соединения и часто используется при соединении ваки и хокку.

Связующие элементы могут не называться в строфах напрямую, а лишь подразумеваться.

Ниже приводится условная схема, показывающая взаимосвязь стилей, видов и способов соединения.


Три основных стиля соединения строф

Продолжение (ushin)

Украшение (ashirai)

Уводящая строфа (nigeku)

Виды соединения строф

- созвучие (ushin)

- контраст / противопоставление (mukaizuke)

- всплеск эмоций (kijō)

- детализация (ashirai)

- темп (hyōshi)

- краски (irodate)

- уводящая строфа (nigeku)

Способы соединения строф

- то же лицо (sono hito)

- то же место (sono ba)

- то же лицо (sono hito)

- небесные явления (tensō)

- сезон (jisetsu)

- то же время (sono toki)
- наблюдение (kansō)
- аспект / ностальгический образ (omokage)
- приветствие (aisatsu)

4. Тип строфы

Строфы ренку могут соединяться также исходя из их типов. Условно можно выделить четыре основные категории:

- вид– описательная, относительно статичная строфа, часто природный пейзаж или зарисовка из человеческой жизни. Преобладающими аспектами в такой строфе являются визуальные.

- звук– строфа, содержащая разного рода звуки, шумы (природные, животных и людей), прямую речь. К этим строфам также можно отнести строфы, написанные с помощью приёма звукописи.

- действие– строфа, содержащая движение людей, животных (хотьба, бег и т.д.), а также транспортных средств, человеческую и природную деятельность и активность. Эта строфа такжке визуальная, но в отличии от пейзажной строфы, она не статична.

- мысль– размышления, философствования, порывы души и сердца, риторические вопросы, воспоминания, сетования.

К этим четырем основным типам можно также добавить строфы вкуса, осязания и обоняния.

Общего правила соединения строф, исходя из их типа, не существует – каждая ренку в этом смысле индивидуальна, и выбор соединнения базируется на личных предпочтениях сабаки и формата цепочки. Главный принцип тут (как и с видами соединения), чтобы было достаточно равномерное чередование разных типов строф для сохранения динамики и развития ренку. Тем не менее, традиционно принято чередовать строфы блоками по восемь в такой последовательности:

вид, вид, звук, звук, мысль, мысль, действие, действие

5. Тема строфы

Последними, но очень важными аспектами соединения строф является распределение строф цепочки по темам и используемым материалам.

Количество, продолжительность и последовательность тем зависит от личных предпочтений сабаки и протяженности цепочки, но существуют некоторые общие правила расположения тем в ренку. Эти правила связаны с общими принципами динамики и развития ренку (см. jo-ha-kyū). Например, во вступительной части ренку (jo), которая характеризуется спокойным и плавным течением с преобладанием сезонных строф, не рекомендуется затрагивать сугубо личные темы, такие как, любовь, религия, а также всякого рода негативные темы (болезнь, смерть и т.д.). Следует также отметить, что чередование сезонных строф в ренку не всегда соответствует их календарной смене, но внутри каждого сезонного блока такое календарное соответствие часто соблюдается (т.е. ранний сезон, середина сезона и конец сезона). Любовные строфы внутри одного блока также подразделяются на подтемы (поиск любви, любовь, конец любви). Традиционно в ренку принято затрагивать как минимум пять тем:


- весна (haru) и Новый Год (shōgatsu)
- лето (natsu)
- осень (aki)
- зима (fuyu)
- любовь (koi)

В силу того, что эти темы «обязательные», за ними принято закреплять определенные места в цепочке. В зависимости от формата ренку эти темы могут повторяться несколько раз. Следует отметить, что существуют определенные правила насчёт протяженности каждого сезонного блока (kukazu) и насчёт перерыва перед повторением этого сезона в цепочке (sarikirai). Например, зимние и летние блоки обычно короткие (одна-две строфы), а весенние и осенние более длинные (три-пять строф). Каждая из этих тем не должна вновь появляться в ренку как минимум на протяжении пяти строф.

Сезонные и любовные строфы принято перемежать несезонными, за которыми обычно не закрепляют определенного места в цепочке и которые обычно не простираются больше чем на одну-две строфы. Темы традиционных ренку соответствуют темам вака (waka), а именно названием тематических разделов старинных антологий вака. Таким образом, наиболее типичные из несезонных тем:


- воспоминания (jukkai)
- путешествия (tabi)
- расставания (wakare)
- смерть (banka)
- несчастливые события (aishô)
- поздравления / счастливые события (ga)
- буддизм (shakkyô)
- shinto (jingi)
- прочее (kusagusa)

6. Материалы строфы

Материалы и темы и тесно взаимосвязаны и являются двумя сторонами одной монеты. Тема строфы говорит нам О ЧЁМ данная строфа и задает тон (весна и лето – позитивные темы, осень и зима – негативные), а материалы описывают объекты и явления, с помощью которых эта тема раскрывается. В этой связи тема и материал могут задаваться либо вместе, либо по отдельности. Если они задаются вместе, то такая тема задает конкретный образ / явление (т.е. в случае сезонных строф - киго). Наиболее яркий пример такого устойчивого сочетания – цветы вишни. Темой здесь является весна, а материалом – цветы (материал группы «растительный мир»). Другими примерами таких тем могут быть первый ливень (тема – новый год, группа материалов – «падающие предметы»), улетающие гуси (тема – осень, группа материалов – «животный мир»). Такие сочетания как цветы вишни и осенняя луна стали обязательными для большинства типов ренку и имеют свои достаточно фиксированные места в цепочке. Достаточно условно можно выделить следующие группы материалов:


– небесные явления (tenshô)
– сияющие предметы (hikari mono)
– падающие предметы (furi mono) - дождь, роса, иней, снег, град
– поднимающиеся предметы (sobiki mono) - дымка, туман, облака, дым
– дующие предметы (fuku mono)
– люди (jinrin)
– животный мир (shôrui)
– растительный мир (shokubutsu)
– время (jibun)
– ночные явления (yabun)
– горы (sanrui)
– воды (suihen)
– жилища (kyosho)
– известные места (nadokoro)
– одежда (irui)

Грань между темами и материалами провести иногда достаточно трудно, но если темы могут перетекать из строфы в строфу, то использование одних и тех же материалов в смежных строфах нежелательно. Ренку должна строиться так, чтобы материалы всех категорий присутствовали в цепочке. Какие именно темы и материалы использовать при составлении ренку зависит от намерений сабаки. Одним из примеров соединения и чередования материалов в строфах может служить концепция «тело-функция» (tai-yū), разработанная ещё во времена классической ренги. Термином «тело» (tai) обозначают материалы, которые находятся внутри помещений или недвижимые, неизменяющиеся объекты. Термином «функция» (yū) обозначают предметы, находящиеся снаружи, а также движимые, изменяющиеся объекты. Так в группе материалов Горы (sanrui) горные вершины, холмы, пещеры, подножья гор, долины являются материалами категории «тело», в то время, как подвесные мосты, водопады, печи для сушки являются материалами категории «функция». К категории «тело» группы материалов Воды (suihen) относят океан, заливы, бухты, болота, реки и ручьи, а к категории «функция» - волны, вода, лёд, приливы, отливы, ледяные домики. В групее материалов Жилища (kyosho) к категории «тело» относят деревни, хижины, ворота, карнизы и окна, а к категории «функция» - сады, фасады и бамбуковые жаллюзи. Чередование объектов категорий «тело» и функция» служит одним из приёмов соединения строф как в рамках одной темы, так и для гармоничного развития ренку в целом. Другим общепринятым методом сцепления строф, исходя из материалов, являются связки типа «падающие предметы – поднимающиеся предметы», «горы-воды» и т.д.

Литература:
Herbert Jonsson “Haikai Poetics”
William Higginson “Link and Shift”
H. Mack Horton “The Journal of Sôchô and Poetic Life in Late Medieval Japan”

ИСТОЧНИК



Свои инструменты