Такараи Кикаку

(1661-1707)

Один из первых учеников Басё. Родился в семье врача и сам в молодые годы изучал медицину. С шестнадцати лет начал серьезно изучать китайскую философию и литературу. Одновременно или чуть раньше стал учеником Басе. Его первые трехстишия были опубликованы в 1679 году, с этого времени он активно участвовал во многих сборниках поэтов хайкай. Составленная им в 1683 году антология «Минасигури» («Полые каштаны») стала событием в истории хайкай. В ней наиболее ярко проявилось своеобразие поэтического стиля Кикаку, с характерной для него усложненностью стиха, технической виртуозностью, эротичностью, иногда даже фривольностью образов. В противоположность Басе, стремящемуся к постижению истины, Кикаку считал хайкай развлечением, игрой. Однако стихи Кикаку вызывали восхищение многих его современников. Сам Басе высоко оценивал творческую индивидуальность своего ученика и в своем послесловии к антологии «Минасигури» сравнивал его с Ли Бо, Ду Фу, Caйгё, хваля за умение в любой банальности видеть красоту, достойную поэзии.
Кикаку всегда оставался учеником Басе, но его поэтическая деятельность выходила за рамки одной школы, он участвовал в сборниках многих школ, жил то в Эдо, то в Киото, то в Осаке, общался с самыми разными поэтами. Именно Кикаку способствовал распространению поэзии хайкай среди широких слоев эдосского городского населения. Большой известностью пользовались его сборники «Ханацуми» («Собирая цветы») и «Хаги-но цую» («Роса на листьях хаги»). В 1691 году он вместе с другими учениками Басе принял участие в составлении сборника «Сарумино» («Соломенный плащ обезьяны») и написал к нему предисловие. Кикаку был одним из самых авторитетных поэтов своего времени и имел много собственных учеников.

Источник

Лит: Сборник. Японская поэзия, С-Пб., 2000


Свои инструменты