саби

Понятие саби развивалось как средневековая эстетика, отражающая прелести одиночества, смирения, безмятежности и старости; в то же время это слово имеет подтекст: покорность, скромность, нечто сделанное со вкусом 1)

Саби ассоциировалось с красотой безмолвия и старости, и сегодня слова, связанные с саби, включая глагольную форму сабу и прилагательное сабисий, используются больше для того, чтобы передать чувство покинутости, одиночества и красоты древности. Но, как и ваби, эти слова вначале не были способны выступать в качестве определения эстетических ценностей. Производные от саби слова также можно встретить в древних литературных трудах, например в «Манъёсю», в которых они использовались для описания одиночества или унылой природы. Первым человеком, применившим производные от саби слова как похвалу, был Фудзивара-но Тосинари, один из лучших поэтов периодов Хэйан и Камакура. Он использовал такие безрадостные образы, как, например, «замерзший чахлый тростник на морском берегу», чтобы подчеркнуть красоту и привлекательность затаенной печали и одиночества, которые сопровождают людей в жизни. С того времени многие поэты и писатели добавили различные оттенки к этому печальному образу, пока в период Эдо Мацуо Басё и его последователи не превратили понятие саби в поэтический идеал.

Эстетическая категория «саби» (яп.“грусть”, “печаль”, “одиночество”) – это сдержанная красота простоты и изящества, гармоничное единство грустного и светлого с общей окраской лёгкой грусти, что в свою очередь также создаёт настроение покоя и отрешённости. Эстетическая категория “саби” тесно связана с понятием “любования мимолётной красотой”, “печали о преходящести, непостоянстве всего земного”. Следует отметить, что грусть - весьма характерный мотив японской культуры в целом. Он проявляется в поэзии, в музыке, накладывает определённый отпечаток и на склад японского характера.

Понятия “ваби” и “саби” во многом взаимозаменяемы. Постижение сущности “ваби” приближает к постижению истинной сути всех явлений окружающего мира. А “саби” – грусть, вызванная как раз постижением этой истинной сути.

См. также ваби-саби


Источник

1) Обунся когодзитэн, 1988; Синсэн кокугодзитэн, 1992

Свои инструменты