Сусуму Такигучи определяет сенрю тремя основными чертами:
1. окашими / коккей (滑稽- юмор). Юмор во всех его проявлениях от грубого туалетного юмора через сарказм и иронию до утонченного и высокоинтеллектуального остроумия.
2. каруми (軽み- лёгкость). Если в хайку каруми отностится больше к стилю напсания стихотворения и означает описание простых повседневных вещей простыми повседневными словами, в контексте сенрю каруми также означает отсутствие желчи и горечи, желания оскорбить или осквернить (хотя сенрю в большинстве случаев очень едкие и колкие).
3. угачи (穿ち- вскрыть, копнуть). Дать этому термину точный перевод достаточно сложно. В широком смысле он означает острую сатиру, насмешку, даже издёвку над недостатками как людей, отношениями между ними и людскими поступками, так и политическими устоями, общественной моралью и принципами, а также происходящими в мире событиями.
Киго и объекты природы могут присутствовать в сенрю, но являются второстепенными деталями
В силу того, что коккей и каруми в той или иной степени могут быть чертами и многих хайку, некоторые исследователи жанра выделяют угачи как основной принцип, характерный для сенрю (см. At Wit’s End: Satirical Verse Contra Formative Ideologies in Bakumatsu and Meiji Japan by Anthony Brink, а также работы Arai Akira).
* * *
Если вы хоть немного "в теме", то тут же подскажете самое короткое определение: "юмористические хайку" и… будете неправы.
Часто встречающееся в уважаемых источниках определение "Юмористический жанр японской поэзии[и N-ное количество абзацев текста]" такая же профанация, как и пример выше, хотя и соответствующая большинству "образцов жанра".
Этот жанр японской поэзии, оформившийся как самостоятельный в период Эдо, по размеру и форме соответствует хайку, и так же произошел из популярной забавы того времени – ренку. Однако, в отличие от хайку, он является не "боковой ветвью", а прямым наследником ренку. Впоследствии такие стихи стали называть по литературному псевдониму Карая Хачиемона (1718-1790), мастера, осуществлявшего отбор и судейство строф маэкудзуке, которые потом составили антологию Хайфу Янагидару, при жизни Карая выпущенную до 23 тома.
Из примеров оригинальных стихов Хайфу Янагидару:
dorobo wo toraete mireba wagako nari
<color blue> вора поймал.
оказалось -\\
сын мой\\
</color>
После смерти Карая жанр, представляемый в Хайфу Янагидару, последовательно деградировал, пока не был вновь возрожден как искусство усилиями популяризаторов сенрю Сакай Кираки (1869-1945) и Инуэ Коичи, писавшего под псевдонимом Кенкабо (1870-1934), основателя журнала "Сенрю" и автора ряда трудов по сенрю. Любопытно, что жены вышеупомянутых мастеров также увлекались сенрю: например, перу Инуэ Нубоко, основательнице первого женского общества любителей пива сенрю, принадлежат такие строки:
<color blue> Как ни сажусь -
Вижу себя такою\\
Какая есть\\
</color>
Не смешно? Не удивляйтесь. Не зря же выше указывалось, что популярное определение - только вершина айсберга.
Эстетическими категориями сенрю являются не только юмор (окашими), но и легкость(каруми), и озарение(угачи). Сенрю, в котором больше угачи, чем собственно юмора, и полностью отсутствует каруми, представляют собой так любимые многими начинающими авторами "философские хайку":
nyobo no yaku hodo teishu mote mo sezu
<color blue> Мужья, вообще
Не столь неверны\\
Сколь ревнивы жены\\
</color>
В результате получается своеобразный поэтический афоризм. Оценить свои перспективы в данном направлении сенрю достаточно просто. Много ли вы уже придумали афоризмов?
Смесь каруми и угачи - это просто наблюдение мира, способность видеть то,
что не подмечают другие, но что заметят, если их "ткнуть":
niwatori no nani ka iitai ashizukai
<color blue> [важно] Идет петух…
Будто что сказать\\
Хочет\\
</color>
Вместе с тем, это и жанр гражданской реакции, способ поэтического отражения сиюминутных проблем общества:
<color blue> Ни рук ни ног -
Вот теперь они вернут тебя домой\\
Солдат\\
</color>
За написание подобных сенрю в военное время Акира Цуру был арестован и замучен до смерти в японских застенках в 1938 году.
Сенрю далеко не всегда будет юмористичным, напротив, в сферу внимания попадают достаточно трогательные сцены, и в таких случаях автор использует «хайковый» способ взаимодействия с читателем "от сердца к сердцу":
yuigon no shidai shidai ni hikuku nari
<color blue> Последние слова -
Чуть слышно,\\
И все тише, тише...\\
</color>
Мастерство поэта сенрю, как и хайдзина, в том чтобы подметить то, на что не обратили внимание другие; причем, как и в хайку, это не поиск необычного в мире, это внимание к деталям повседневной жизни, ускользающих от внимания зашоренных шаблонным восприятием глаз людей.
В отличие от хайку, темой сенрю является не природа, а человек, во всех своих проявлениях. Любовь, секс, деньги, власть, гражданская тематика - все это тема для сенрю. Человек может быть темой хайку как часть природы, также и природа находит свое место в сенрю, как элемент жизни человека, различие лежит в акцентировке внимания на различной тематике стиха. В сенрю допустимо олицетворение, которого традиционно избегают в хайку:
nomanu yatsu tokidoki warau bakari nari
<color blue> сталкиваясь
и что-то шепча друг другу -\\
муравьиный ручеек\\
</color>
Как вы могли заметить, использование приема загадка/отгадка в сенрю, одной из эстетических категорий которого является юмор, вполне оправдано.
Несмотря на больший тематический охват и допустимость абстрактных понятий и идей, сенрю все-таки имеет ряд формальных ограничений, как бы вас не пьянил аромат вседозволенности. Если вы напишете, например:
<color blue> не плачь никогда
при маме
никогда не плачь
</color>
nickel1
это не будет сенрю. Это будет агитплакат. а чтобы получилось сенрю, вместо призыва должно быть утверждение, причем с которым не поспоришь:
<color blue> не плачет никогда
при маме
никогда не плачет
</color>
Любителям писать "про себя любим~ого/~ую" опять не повезло: сенрю, как и хайку, не является отчетным документом о вашей повседневной жизни, чувствах, необычных переживаниях и "моментах хайку" в контексте вашего восприятия. "Я" может появиться в стихе, но это должно быть "Я" читателя, а не автора.
<color blue> Так давно был
Так давно не был\\
Дома\\
</color>
Если хайку - картина, адресованная сердцу читателя, его чувствам, то сенрю - слова, адресованная его разуму. Да, в сенрю могут появиться немыслимые в хайку олицетворение, концепции и глубокие мысли о бытие нашем, но как и хайку, сенрю должно быть достоверным. При прочтении сенрю, исполненного угачи, читатель воскликнет: "Черт возьми, метко подметил!", и это "метко подметил" - костяк жанра.
<color blue> Топает малыш
Пока еще босыми\\
Ладошками\\
</color>
Не следует полагать, что сенрю является «младшим братом» хайку, или писать его легче. Тем не менее, начинающие авторы начинают, как правило, именно с сенрю. Возможно, это объясняется тем фактом, что писать о людях для горожан несколько проще, чем на тему природы, все реже попадающую в сферу внимания современного человека. Возможно, этим же и объясняется тот феномен, что большая часть русскоязычных поэтов хайкай на самом деле, в подавляющем большинстве, пишет именно сенрю, что никоим образом не снижает поэтической ценности их работ.
<color blue> Влюбленные
Им некуда спешить\\
Еще минуту\\
</color>
Сочиняя сенрю, помните, что существует принципиальная разница между произведениями Зощенко и дворовыми хохмами, как и между афоризмами Ницше и рассуждениями за кружкой пива. Ваш стих должен быть прежде всего ПОЭЗИЕЙ, в противном случае это тем более не будет сенрю или хайку.
P.S.
Все японские сенрю в переводе Shimizu.
Если не указан автор японского оригинала, значит он мне неизвестен. Буду благодарен за уточнения.