сясэй

Понятие сясэй происходит от китайского сэшен - название метода в живописи, буквально значившего «рисование с натуры» и заимствованного из китайской теории живописи. Сешэн противопоставляется другой важной категории сеи - «писать идею, воображаемое». Сешэн был воспринят и в Японии, где получил название сясэй и из живописи перекочевал в литературу - в жанры хайку, танка, сёсэцу (роман). Это понятие с течением времени и развитием изобразительного искусства изменилось и углубилось. Существует китайский термин сешэн, означающий буквально «рисунок с натуры». Он как раз применяется к изображению художником животных, птиц или цветов… Однако уже в эпоху Сун (960-1179) его значение расширилось и стало включать изображение всех предметов материального мира. Оба эти определения (сешэн и цзюань шэн - «писать подобие» - Е.Д.) подразумевает нечто большее, чем тщательное копирование деталей природных объектов» [Масаока Сики, сс. 97-98].

Масаока Сики писал, что не надо воспринимать понятие сешэн излишне буквально: полное подражание вещам, копирование их в стихах не создает истинной красоты. Механическое и скрупулезное перенесение объектов из окружающего мира в стихи - это лишь искажение метода, хотя толкование этого понятие и включает слово «копировать». Основа сясэй - это естественность, природность; он позволяет воспроизвести взаимоотношения человека и природы.


Источник


Свои инструменты