Вы находитесь здесь: Haikupedia - энциклопедия хайку » вака
Различия
Здесь показаны различия между выбранной ревизией и текущей версией данной страницы.
вака [2009/10/12 13:53] kernell создано |
вака [2011/05/01 12:29] (текущий) graf_mur |
||
---|---|---|---|
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | Информация по этому термину доступна тут http://ru.wikipedia.org/wiki/Вака | + | ====== вака ====== |
- | К сожалению, я не знаю насколько корректно будет передирать статью сюда :( | + | **Вака** (яп. 和歌, букв. «японская песнь») — японский средневековый поэтический жанр. Название жанра вака возникло в период Хэйан для отличия собственно японского поэтического стиля от преобладавшего в то время жанра китайской поэзии канси (яп. 漢詩), знание которой было обязательно для каждого аристократа. |
+ | |||
+ | Вака как жанр традиционно подразделяется на несколько видов: | ||
+ | * Танка (краткая песнь) | ||
+ | * Тёка (долгая песнь) | ||
+ | |||
+ | и некоторые другие. | ||
+ | |||
+ | ===== История ===== | ||
+ | |||
+ | В средневековой Японии существовал обычай обмениваться поэтическими посланиями (особенно это было характерно для любовной переписки). Это нашло отражение в пяти из двадцати томов антологии «Кокин Вакасю», где была собрана любовная лирика. Кроме того, вака широко используется в «Записках у изголовья» Сэй Сёнагон, а так же в «Повести о Гэндзи» Мурасаки Сикибу (там записано 795 любовных вака, которыми обменивались персонажи). Обмен поэтическими посланиями в стиле вака стал традиционным и даже обязательным для японской аристократии того времени. Знание наиболее известных произведений в жанре вака, умение прочитать кстати по какому-либо случаю подобную песнь являлось показателем образованности и вкуса просвещённых людей эпохи Хэйан. | ||
+ | |||
+ | Существовали также специально проводимые конкурсы вака: утакай (яп. 歌会, букв. «поэтические встречи», проводились по случаю знаковых событий, таких как Новый год, любование луной и т. д.) и утавасэ (яп. 歌合, «поэтические соревнования», соревнования между двумя командами по созданию стихов на указанную тематику. Со временем подобные увеселительные мероприятия приобрели серьёзную эстетическую окраску и стали важно частью японской средневековой культуры. | ||
+ | |||
+ | ===== Древняя Япония ===== | ||
+ | |||
+ | Первые стихи в жанре вака были записаны в свитках «Кодзики» и «Нихон сёки» — крупнейших памятниках древнеяпонской литературы. Там, однако, вака не была реализована как чёткая поэтическая форма. | ||
+ | |||
+ | В двадцатитомной антологии «Манъёсю» старейшие вака встречается в виде форм тёка и танка. В «Манъёсю» включены вака императора Одзина, Отомо-но Якамоти (позднейшего редактора антологии), Нуката-но Окуми, Какиномото-но Хитомаро, Ямабэ-но Акахито, Яманоэ-но Окура, Отомо-но Табито и Отомо-но Якамоти. Кроме того, в антологию включены вака женщин и простолюдинов, чьи имена до современного читателя не дошли. | ||
+ | |||
+ | ===== Период Хэйан ===== | ||
+ | |||
+ | Во времена периода Нара и в начале периода Хэйан основным поэтическим жанром, культивировавшимся в среде аристократов была китайская поэзия канси. Однако, в X веке вследствие разрыва связей между японским и китайским императорскими дворами, японская аристократия обратила внимание на жанр национальной поэзии. Наложение японских поэтических жанров на китайские традиции привело к возрождению национальной культуры, жанр вака вновь стал популярным и процветающим. Вскоре, император Дайго приказал составить антологию вака — первую антологию, составленную под эгидой японских властей. Лучшие японские поэты того времени собирали в антологии произведения древних авторов, что нашло отражение в названии сборника — «Кокин Вакасю», букв. «Древняя и современная антология». | ||
+ | |||
+ | ===== Средние века ===== | ||
+ | |||
+ | В период Камакура начал развиваться новый вид вака — рэнга (сцепленные строфы), жанр поэзии в которой авторами выступали несколько человек, дополняя своими строфами друг друга. Кроме того, в последние годы периода Хэйан, по указу и при личном участии императора Готоба была составлена очередная антология вака («Син Кокин Вакасю»). Окончательную редакцию антологии проводили Фудзивара Сюндзэй и его сын Фудзивара Тэйка. Тэйка впоследствии написал теорию создания вака, которой пользовались его последователи и практически все последующие японские поэты. | ||
+ | |||
+ | В период Муромати жанр рэнга получил широкое распространение. Он стал популярен как в среде аристократов, так, посредством буддийских священников в среде богатых горожан. Вскоре, под покровительством императорского двора начали составляться антологии рэнга. | ||
+ | |||
+ | Жанр танка остался прерогативой императорского двора. Консервативные тенденции обострили потерю гибкости и жизненности танка. В эти годы возникла традиция Кокин-дэндзю, восходящая к антологии «Кокин Вакасю». Она представляла систему толкования «Кокин Вакасю» и включала скрытый (или даже потерянный) смысл слов. Изучение вака свелось к выучиванию запутанных правил, сложных теорий, аллюзий и скрытых смыслов только для того, чтбы сочинять танка, достойные императорского двора. | ||
+ | |||
+ | Несмотря на то, что шутливые формы вака встречались уже в «Кодзики» и «Манъёсю», «облагораживание» жанра избавило вака от комических аспектов. В скором времени теория создания рэнга так же подверглась ревизии и обросла правилами и ограничениями. В качестве реакции на подобные тенденции в народном творчестве возникли хайкай и кёка — комические формы вака. Однако в период Эдо вака уже потерял гибкость и жизненность, став жанром подражания древним авторам. | ||
+ | |||
+ | ===== Сёгунат Токугава ===== | ||
+ | |||
+ | К времени раннего Эдо жанр вака уже не был столь популярен. Большую популярность приобрели хайкай (хайкай-но рэнга), в которых первыми строфами были хокку. Однако в поздний Эдо вака получил своё развитие вне пределов аристократии — Мотоори Норинага, собиратель традиционной японской литературы, попытался восстановить жанр вака как способ выражения лирический чувств по-японски. Он начал писать в жанре вака, и этот жанр снова стал важным для его учеников и последователей — членов школы Кокугаку. В провинции Этиго буддийский священник Рёкан начал создавать вака в намеренно наивном стиле, избегая сложных правил, традиционных для этого жанра. | ||
+ | |||
+ | В среде горожан тем временем новое развитие получила форма сатирического вака — кёка, завоевавшая признание в среде образованных людей Эдо и Осаки. | ||
+ | |||
+ | Однако, основная форма вака оставалась привязанной к старинным традициям и почти не получила развития. | ||
+ | |||
+ | ===== Новое время ===== | ||
+ | |||
+ | Очередное развитие жанр вака получил в новое время, когда некоторые поэты стали издавать семейные поэтические сборники (например, «Мёдзё», прекративший своё существование довольно быстро, или «Хототогису», издававшийся Масаокой Сики, дошедший в виде журнала до наших дней), в которых публиковались их друзья и ученики. Именно Масаока Сики считается отцом современной танка (именно он создал этот термин для отличия жанра от вака. | ||
+ | |||
+ | Во времена Реставрации Мэйдзи Масаока Сики провозгласил необходимость обновления жанра вака, на волне обновления страны в целом. Сики превозносил стиль «Манъёсю», в то время как о стиле «Кокин Вакасю» отзывался нелестно. Он приводил в пример третьего сёгуна Камакура, Минамото-но Санэтомо, писавшего вака в стиле Менъёсю. После смерти Сики, в период Тайсё, Сайто Мокити с друзьями собрал поэтический цикл Арараги, восхвалявший Манъёсю. Используя издававшийся ими журнал, Сайто с товарищами распространили своё влияние по всей стране. Тем не менее, при императорском дворе, вплоть до настоящего времени осталась основной и превалирующей традиционная форма вака. | ||
+ | |||
+ | В настоящее время существует множество сообществ поэтов, пишущих в жанре вака. Во многих газетах существуют колонки, где публикуются вака. | ||
+ | |||
+ | ---- | ||
+ | === Источник === | ||
+ | |||
+ | [[http://ru.wikipedia.org|Википедии]] | ||
- | <note warning>Граф, что делать?!!</note> |
Вы посетили: