Различия

Здесь показаны различия между выбранной ревизией и текущей версией данной страницы.

Ссылка на это сравнение

дзэн [2009/07/17 01:27]
graf_mur
дзэн [2011/05/01 12:32] (текущий)
graf_mur
Строка 1: Строка 1:
 ====== дзэн ====== ====== дзэн ======
  
-==== О сущности дзэн ====+===== О сущности дзэн ​=====
  
 Японское слово дзэн восходит к санскритскому дхьана (самоуглубление,​ медитация,​ сосредоточение),​ транскрибированному на китайский язык как [[чань]] и впоследствии принявшему свою форму дзэн в соответствии с фонетическими законами японского,​ языка. Считается,​ что буддийское течение чань было основано в Китае двадцать восьмым патриархом Бодхидхармой,​ прибывшим в 520 г. в Кантон. В работах некоторых исследователей буддизма опровергается связь этого течения в Китае с Бодхидхармой. В них утверждается,​ что этот патриарх жил не ранее IX в., когда чань в Китае уже пустил глубокие корни, включая в себя догматы буддизма и даосизма. Японское слово дзэн восходит к санскритскому дхьана (самоуглубление,​ медитация,​ сосредоточение),​ транскрибированному на китайский язык как [[чань]] и впоследствии принявшему свою форму дзэн в соответствии с фонетическими законами японского,​ языка. Считается,​ что буддийское течение чань было основано в Китае двадцать восьмым патриархом Бодхидхармой,​ прибывшим в 520 г. в Кантон. В работах некоторых исследователей буддизма опровергается связь этого течения в Китае с Бодхидхармой. В них утверждается,​ что этот патриарх жил не ранее IX в., когда чань в Китае уже пустил глубокие корни, включая в себя догматы буддизма и даосизма.
Строка 25: Строка 25:
 Приверженцы дзэн утверждают,​ что сущность дзэн можно только почувствовать,​ ощутить,​ пережить,​ ее нельзя познать разумом. И действительно,​ анализ японских литературных источников мало что дает в этом плане. С точки зрения рационально-логического подхода и сами приверженцы дзэн не могли дать точного разъяснения по поводу его сущности. Мастера кэндо, владеющие на основе дзэн искусством фехтования,​ самозабвенно демонстрируя свое мастерство,​ не могут объяснить,​ как они достигают этого совершенства. Однако сама реальность,​ известные шедевры,​ созданные великими мастерами Японии с опорой на идеи дзэн, показали,​ что главное — в той побудительной силе, которая мобилизует и концентрирует человеческую энергию на каком-то орудии деятельности — клинке,​ скребке,​ молотке,​ кисти и т. д. Приверженцы дзэн утверждают,​ что сущность дзэн можно только почувствовать,​ ощутить,​ пережить,​ ее нельзя познать разумом. И действительно,​ анализ японских литературных источников мало что дает в этом плане. С точки зрения рационально-логического подхода и сами приверженцы дзэн не могли дать точного разъяснения по поводу его сущности. Мастера кэндо, владеющие на основе дзэн искусством фехтования,​ самозабвенно демонстрируя свое мастерство,​ не могут объяснить,​ как они достигают этого совершенства. Однако сама реальность,​ известные шедевры,​ созданные великими мастерами Японии с опорой на идеи дзэн, показали,​ что главное — в той побудительной силе, которая мобилизует и концентрирует человеческую энергию на каком-то орудии деятельности — клинке,​ скребке,​ молотке,​ кисти и т. д.
  
-==== Дзэн как предмет психологических исследований ====+===== Дзэн как предмет психологических исследований ​=====
  
 На пятом международном конгрессе психологов в Риме в 1905 г. профессор Токийского университета Юдзиро Мотора сделал доклад на тему «Идея „это"​ в восточной философии». В этом докладе Мотора,​ в частности,​ остановился на специфических проявлениях психики при погружении в состояние сосредоточения. Позднее,​ в 1920 г., профессор Сидзё Ирптани подробно исследовал влияние дзэн на организм человека. На протяжении двух десятилетий (30—40-е годы) в Японии велись экспериментальные исследования,​ целью которых было вскрыть механизмы и закономерности протекания психофизиологических процессов в организме под влиянием специфических тренировочных упражнений дзэн. Психологическая сущность дзэн была раскрыта в работах Дайсэцу Судзуки 1937 и 1941 г., в которых рассматриваются такие явления,​ как «озарение»,​ «просветление». На пятом международном конгрессе психологов в Риме в 1905 г. профессор Токийского университета Юдзиро Мотора сделал доклад на тему «Идея „это"​ в восточной философии». В этом докладе Мотора,​ в частности,​ остановился на специфических проявлениях психики при погружении в состояние сосредоточения. Позднее,​ в 1920 г., профессор Сидзё Ирптани подробно исследовал влияние дзэн на организм человека. На протяжении двух десятилетий (30—40-е годы) в Японии велись экспериментальные исследования,​ целью которых было вскрыть механизмы и закономерности протекания психофизиологических процессов в организме под влиянием специфических тренировочных упражнений дзэн. Психологическая сущность дзэн была раскрыта в работах Дайсэцу Судзуки 1937 и 1941 г., в которых рассматриваются такие явления,​ как «озарение»,​ «просветление».
Строка 43: Строка 43:
 Со времени своего турне по странам Европы и Азии К. Сато пропагандировал дзэн как наиболее эффективную методику самосовершенствования личности. К. Сато в своих лекциях уделял внимание главным образом психологическому содержанию дзэн. Советская научная общественность познакомилась с основами дзэн на лекциях К. Сато во время его визитов в Советский Союз в 1962 и 1966 гг. На XIX съезде психологов,​ который проходил в 1969 г. в Лондоне,​ К. Сато представил дзэн как законченную систему воспитания,​ впитавшую в себя все значительные педагогические доктрины Востока. Со времени своего турне по странам Европы и Азии К. Сато пропагандировал дзэн как наиболее эффективную методику самосовершенствования личности. К. Сато в своих лекциях уделял внимание главным образом психологическому содержанию дзэн. Советская научная общественность познакомилась с основами дзэн на лекциях К. Сато во время его визитов в Советский Союз в 1962 и 1966 гг. На XIX съезде психологов,​ который проходил в 1969 г. в Лондоне,​ К. Сато представил дзэн как законченную систему воспитания,​ впитавшую в себя все значительные педагогические доктрины Востока.
  
-===== Источник ​=====+---- 
 +=== Источник ===
 [[http://​historic.ru|Historic.Ru]]  ​ [[http://​historic.ru|Historic.Ru]]  ​

Свои инструменты