Это старая версия документа.


киредзи

кирэдзи (яп. 切れ字 кирэдзи, «режущее слово»)

Хайку полагается иметь «режущее слово», то есть определенного типа грамматическую частицу, которая либо, находясь после первого или второго стиха, обеспечивает цезуру, разбивающую трехстишие на две части, либо, завершая стихотворение, придает ему грамматическую и интонационную цельность.

Басё придавал большое значение киредзи, к числу которых относятся непереводимые восклицательные междометия в конце фразы типа я или кана. В его поэтике киредзи призваны были укрепить композицию и повысить эмоциональный настрой хайку.

фуруикэ я
кавадзу тобикому
мидзу но ото.

Старый пруд
Прыгнула в воду лягушка
Всплеск в тишине.

пер. В. Марковой

В этом знаменитом трехстишии Басё таким «режущим словом» является стоящая после первого стиха (5) восклицательная частица я.

В стихотворении Бусона:

оно ирэтэ
ка ни одороку я
фую кодати

Ударил я топором
И замер… Каким ароматом
Повеяло в зимнем лесу!

пер. В. Марковой

та же частица я стоит после первых двух стихов (5-7).

В стихотворении того же Бусона:

Ботан киттэ
Ки но отороиси
Юубэкана

Сорвал пион -
И стою как потерянный.
Вечерний час

пер. Т. Л. Соколовой-Делюсиной

«режущее слово» кана стоит в конце стихотворения, придавая ему ритмическую и грамматическую завершенность.

При переводе хайку на западные языки местам возможного появления кирэдзи традиционно соответствует разрыв строки.

Кирэ выполняет три основные функции

1. Разрушает «прозаичность», «разъяснительность». Вообще, «разъяснительность» является одним из видов опухоли прозы, по которой безжалостно режут ножом мастера во времена «операций исправления». 説明的, «разъяснительно» – страшный диагноз, который может быть поставлен. Выскабливается даже намек на разъяснительность. Может показаться преувеличением, но мне сдается, что, если комбинация каких-либо двух слов возможна в нормальном прозаическом языке, это означает, что в хайку эта комбинация будет считаться злокачественным прозообразованием. Конечно, не все так просто.. не все так просто, но борьба с прозой в хайку воистину яростная. В хайку идет жесткая борьба со всем прозаическим. И кирэ – мощнейшее оружие.

2. Кирэ создает глубину, выпуклость, объем, пространство – за счет рождения «паузы», магической японской 間 «ма». Тема опять же большая…

3. Кирэ помогает создать ритм, поэтический такт, без чего опять же стихотворение превращается в прозу.

(ЖЖ l0vushka)


Свои инструменты