Вы находитесь здесь: Haikupedia - энциклопедия хайку » Мидзухара Ютака
Различия
Здесь показаны различия между выбранной ревизией и текущей версией данной страницы.
мидзухара-ютака [2010/01/10 06:51] иса создано |
мидзухара-ютака [2010/02/01 14:50] (текущий) иса |
||
---|---|---|---|
Строка 1: | Строка 1: | ||
====== Мидзухара Ютака ====== | ====== Мидзухара Ютака ====== | ||
- | 1892–1981 | + | 9 октября 1892 – 17 июля 1981 Мидзухара Ютака (Сюоси) 水原豊 (秋桜子) |
- | Литературный псевдоним [[Мидзухара Сюоси]]. Родился в семье известного столичного врача. Пойдя по стопам отца, он окончил медицинский факультет Токийского университета и несколько лет работал по специальности, прежде чем полностью переключиться на сложение и преподавание хайку. В детстве и отрочестве Ютака много читал, но к поэзии особого интереса не испытывал, считая хайку бесполезным занятием для досужего времяпрепровождения. На последнем курсе университета ему в руки случайно попала только что опубликованная работа [[Такахама Кёси]] «Путь, по которому должны следовать хайку» с подробным пояснением принципа [[сясэй]] и обширными поэтическими иллюстрациями из сочинений авторов «Хототогису» — таких как [[Маэда Фура]], [[Иида Дакоцу]], [[Мураками Кидзё]]. Молодого врача неожиданно пленили трехстишия [[Хара Сэкитэй]], он почувствовал вкус к хайку и немедленно оформил подписку на журнал, но сам пока еще не брался за кисть. | + | \\ |
+ | |||
+ | {{:images:ютака.jpg |}} | ||
+ | Литературный псевдоним - [[Мидзухара Сюоси]]. Родился в семье известного столичного врача. Пойдя по стопам отца, он окончил медицинский факультет Токийского университета и несколько лет работал по специальности, прежде чем полностью переключиться на сложение и преподавание хайку. В детстве и отрочестве Ютака много читал, но к поэзии особого интереса не испытывал, считая хайку бесполезным занятием для досужего времяпрепровождения. На последнем курсе университета ему в руки случайно попала только что опубликованная работа [[Такахама Кёси]] «Путь, по которому должны следовать хайку» с подробным пояснением принципа [[сясэй]] и обширными поэтическими иллюстрациями из сочинений авторов «Хототогису» — таких как [[Маэда Фура]], [[Иида Дакоцу]], [[Мураками Кидзё]]. Молодого врача неожиданно пленили трехстишия [[Хара Сэкитэй]], он почувствовал вкус к хайку и немедленно оформил подписку на журнал, но сам пока еще не брался за кисть. | ||
Строка 11: | Строка 14: | ||
Однако принять решение было легче, чем получить признание маститых авторов «Хототогису», которыми молодой Сюоси не уставал восхищаться. Следуя опубликованным в журнале рекомендациям наставника Кёси, он регулярно отправлялся «на пленэр» со своим поэтическим блокнотом и упорно оттачивал там мастерство «отражения натуры». С конца 1920 года он начал посылать подборки своих стихов в «Хототогису», и весной 1921 года несколько его хайку были наконец опубликованы. Вскоре Сюоси начал посещать регулярные заседания общества «Хототогису», которые проходили под председательством Кёси, приобщаясь к теории «объективного отражения натуры» ([[кяккан сясэй]]). | Однако принять решение было легче, чем получить признание маститых авторов «Хототогису», которыми молодой Сюоси не уставал восхищаться. Следуя опубликованным в журнале рекомендациям наставника Кёси, он регулярно отправлялся «на пленэр» со своим поэтическим блокнотом и упорно оттачивал там мастерство «отражения натуры». С конца 1920 года он начал посылать подборки своих стихов в «Хототогису», и весной 1921 года несколько его хайку были наконец опубликованы. Вскоре Сюоси начал посещать регулярные заседания общества «Хототогису», которые проходили под председательством Кёси, приобщаясь к теории «объективного отражения натуры» ([[кяккан сясэй]]). | ||
+ | {{ :images:ютака2.jpg|}} | ||
В 1922 году Сюоси, почувствовав уверенность в своих силах, вступает в «Общество хайку Токийского университета» и вскоре становится признанным лидером, пригласив в качестве участников молодых поэтов «Хототогису» — [[Ямагути Сэйси]], [[Накада Мидзухо]], [[Томиясу Фусэй]] (1885–1979) и [[Ямагути Сэйсон]] (1892–1988). Еще недавно бывшее обыкновенным любительским кружком, «Общество хайку Токийского университета» приобретает широкую известность, и произведения его авторов, к которым пристал ярлык «неохайку» ([[синко хайку]]), обсуждаются по всей стране. Вдобавок недавно основанный журнал «Хамаюми» («Священный лук») предлагает Сюоси должность поэтического редактора, и вскоре вокруг журнала возникает поэтический клуб под руководством Сюоси, к которому примыкают все новые единомышленники. | В 1922 году Сюоси, почувствовав уверенность в своих силах, вступает в «Общество хайку Токийского университета» и вскоре становится признанным лидером, пригласив в качестве участников молодых поэтов «Хототогису» — [[Ямагути Сэйси]], [[Накада Мидзухо]], [[Томиясу Фусэй]] (1885–1979) и [[Ямагути Сэйсон]] (1892–1988). Еще недавно бывшее обыкновенным любительским кружком, «Общество хайку Токийского университета» приобретает широкую известность, и произведения его авторов, к которым пристал ярлык «неохайку» ([[синко хайку]]), обсуждаются по всей стране. Вдобавок недавно основанный журнал «Хамаюми» («Священный лук») предлагает Сюоси должность поэтического редактора, и вскоре вокруг журнала возникает поэтический клуб под руководством Сюоси, к которому примыкают все новые единомышленники. | ||
Строка 57: | Строка 60: | ||
//вздымаются волны...// | //вздымаются волны...// | ||
+ | \\ | ||
+ | {{:images:ютака3.jpg |}} | ||
\\ | \\ | ||
Одна из базовых установок поэтики Сюоси сводилась к созданию тематических циклов-рэнсаку. Идея была не нова. Ее и раньше пропагандировали поэты «Хототогису», но Сюоси пошел в своих поисках дальше, придавая [[рэнсаку]] первостепенное значение. Он считал, что в контексте цикла хайку удваивают и утраивают силу эмоционального воздействия на читателя. При этом становится возможно опускать сезонные слова во всех произведениях цикла, кроме одного, что высвобождает творческое пространство. Почти все лучшие хайку самого Сюоси до 1937 года объединены в большие циклы. Вот, например, выдержки из цикла «Хризантемы и журавли» («Кику то цуру»): | Одна из базовых установок поэтики Сюоси сводилась к созданию тематических циклов-рэнсаку. Идея была не нова. Ее и раньше пропагандировали поэты «Хототогису», но Сюоси пошел в своих поисках дальше, придавая [[рэнсаку]] первостепенное значение. Он считал, что в контексте цикла хайку удваивают и утраивают силу эмоционального воздействия на читателя. При этом становится возможно опускать сезонные слова во всех произведениях цикла, кроме одного, что высвобождает творческое пространство. Почти все лучшие хайку самого Сюоси до 1937 года объединены в большие циклы. Вот, например, выдержки из цикла «Хризантемы и журавли» («Кику то цуру»): | ||
+ | \\ | ||
+ | \\ | ||
+ | \\ | ||
//Аромат хризантем!// | //Аромат хризантем!// | ||
Строка 107: | Строка 114: | ||
//над стаями волн...// | //над стаями волн...// | ||
+ | \\ | ||
Экспрессивная манера Сюоси, впитавшая все лучшие достижения поэтики [[сясэй]], обогатившаяся изучением поэтики [[гэндайси]], живописи «[[нихонга]]» и «[[ёга]]», знакомством с шедеврами западного искусства и литературы, оказала огромное воздействие на поэзию тридцатых годов и, безусловно, предопределила путь одного из главных направлений в послевоенной лирике хайку. Журнал «Асиби» стал магнетическим центром притяжения для поэтов, ощущавших потребность в нестандартной образности. Даже [[Ямагути Сэйси]], остававшийся до 1935 года формально членом общества «Хототогису», в конце концов поддался соблазну новизны и перешел в «Асиби». | Экспрессивная манера Сюоси, впитавшая все лучшие достижения поэтики [[сясэй]], обогатившаяся изучением поэтики [[гэндайси]], живописи «[[нихонга]]» и «[[ёга]]», знакомством с шедеврами западного искусства и литературы, оказала огромное воздействие на поэзию тридцатых годов и, безусловно, предопределила путь одного из главных направлений в послевоенной лирике хайку. Журнал «Асиби» стал магнетическим центром притяжения для поэтов, ощущавших потребность в нестандартной образности. Даже [[Ямагути Сэйси]], остававшийся до 1935 года формально членом общества «Хототогису», в конце концов поддался соблазну новизны и перешел в «Асиби». | ||
Строка 118: | Строка 125: | ||
После войны Мидзухара Сюоси продолжал пользоваться колоссальным авторитетом как патриарх движения «неохайку», открывший путь свободному самовыражению художника, но сохранивший при этом классическую гармонию древнего жанра. Его поздняя лирика, в которой четче обозначились житейские треволнения и заботы, нисколько не уступает ранним стихам поэта по силе и выразительности образа: | После войны Мидзухара Сюоси продолжал пользоваться колоссальным авторитетом как патриарх движения «неохайку», открывший путь свободному самовыражению художника, но сохранивший при этом классическую гармонию древнего жанра. Его поздняя лирика, в которой четче обозначились житейские треволнения и заботы, нисколько не уступает ранним стихам поэта по силе и выразительности образа: | ||
+ | {{ :images:mizuharasyuosi.jpeg?300|Надгробный памятник}} | ||
+ | \\ | ||
+ | \\ | ||
//Заболела жена.// | //Заболела жена.// | ||
Строка 127: | Строка 136: | ||
* | * | ||
+ | |||
//Ушли облака,// | //Ушли облака,// | ||
Строка 133: | Строка 143: | ||
//в ожидании ливня...// | //в ожидании ливня...// | ||
+ | \\ | ||
Строка 144: | Строка 154: | ||
---- | ---- | ||
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
- | + | [[http://ja.wikipedia.org/wiki/%E6%B0%B4%E5%8E%9F%E7%A7%8B%E6%A1%9C%E5%AD%90|Страница в Японской википедии]]\\ | |
- | + | [[http://www.asahi-net.or.jp/~PB5H-OOTK/pages/M/mizuharasyuosi.html|Надгробный памятник]] | |
- | ---- | + | |
- | <note important>Статья нуждается в дополнении</note> | + | |
Вы посетили: