Это старая версия документа.


Рекан

(1758-1831)
японский поэт и каллиграф, монах школы Сото-дзэн.

Родом из провинции Этиго (современная префектура Ниигата), Рекан был старшим сыном Ямамото Ясуо, деревенского старосты и синтоистского священника. В 17 лет стал послушником расположенного неподалеку монастыря Коседзи школы Сото-дзэн. В 21 год под руководством дзэнского наставника Кокусэна (ум. 1791) принял монашеские обеты, после чего отправился с учителем в его храм Энцудзи в провинцию Биттю (часть современной префектуры Окаяма). После смерти Кокусэна Рекан долго странствовал по западным провинциям Японии. В 1826 он встретил монахиню Тэйсин, 29-летнюю вдову, которая оставила воспоминания об их связи и взаимной любви в сочинении «Влага на лепестках лотоса» (1835, япон. «Хатису но цую»).

Рекан сочинял стихи как на китайском, так и на японском языках, а его каллиграфия принесла ему славу. Китайских стихов Рекана известно около 450. Его японские стихи, в количестве около 1400, собраны в нескольких разных по составу сборников. Большая часть их написана в классической форме «короткой песни» (танка), но также есть 90 «длинных песен» (тека) и около 20 стихотворений в нестандарных размерах. Поэзия его стихов выросла из многочисленных эпизодов его повседневной жизни, а простой и прямой стиль стихов вызывает сиюминутное очарование и реалистичность.

Известного поэта и каллиграфа Рекана (1758—1831) считали иногда безобидным сумасшедшим, не понимая, что он вел себя естественно и был наивен, как ребенок. Жил он в полуразвалившейся хижине в лесу, иногда занимался медитацией, иногда бродил без цели и писал стихи, где естественно выражал наиболее человеческие переживания: радость, печаль, одиночество, жалость. Как-то в его отсутствие вор забрался в его хижину, но ничего не нашел и уходил с пустыми руками. Как раз подошел Рекан и сказал: «Бедняга, ты, верно, пришел издалека. Это подарок от меня.» Вор был так циничен, что принял убогую одежду и ушел. Рекан, сидя обнаженным, смотрел на луну и думал: «Бедный человек! Жаль, что я не могу предложить ему эту луну!»

Музей Рекана находится в его родной деревне Идзумодзаки, в префектуре Ниигата. Там хранится много свитков с его удивительной каллиграфией, которой восхищаются японцы, называя ее «детской».


Источник


Свои инструменты