Различия

Здесь показаны различия между выбранной ревизией и текущей версией данной страницы.

Ссылка на это сравнение

рекан [2009/11/29 13:45]
reflex_blue
рекан [2009/11/29 13:47] (текущий)
reflex_blue
Строка 20: Строка 20:
 Однажды Рёкан путешествовал с молодым монахом. В одном чайном доме им предложили в пищу, блюдо с рыбой. Молодой монах оставил рабу нетронутой по ортодоксальной буддистской традиции,​ но Рёкан проглотил ее в один момент. Однажды Рёкан путешествовал с молодым монахом. В одном чайном доме им предложили в пищу, блюдо с рыбой. Молодой монах оставил рабу нетронутой по ортодоксальной буддистской традиции,​ но Рёкан проглотил ее в один момент.
  
-"​Эта блюдо с рыбой, ты же знаешь",​ - сказал монах Рёкану. +"​Эта блюдо с рыбой, ты же знаешь",​ - сказал монах Рёкану.\\ 
 "Да, это было очень вкусно",​ - ответил Рёкан с улыбкой. "Да, это было очень вкусно",​ - ответил Рёкан с улыбкой.
  
Строка 54: Строка 53:
 Одна у меня миска и одно рубище\\ ​ Одна у меня миска и одно рубище\\ ​
 Жизнь дзенского монаха воистину свободна!\\ ​ Жизнь дзенского монаха воистину свободна!\\ ​
-<​color ​blue>+</color>
  
 Согласно ортодоксальным буддистским канонам,​ подаятель милостыни должен быть благодарен монаху принявшему его подношение,​ так как он или она (податель/​подательница)приобретает таким образом добродетель,​ но Рёкан всегда держал в голове дзен-буддистские стихи: "​Помни сколько усилий приложили крестьяне,​ чтоб вырастить пищу"​. Вместо того, чтоб смотреть просто вперед в молчании и принимать пищу без знака внимания,​ как предписывает традиция,​ Рёкан держал плошку почтительно с сердцем полным благодарности каждый раз, получая подаяние. Низко кланялся и просил благословения Будды каждый раз проходя мимо работающих на рисовых полях крестьян. Он провел много часов в молитвах за них: Согласно ортодоксальным буддистским канонам,​ подаятель милостыни должен быть благодарен монаху принявшему его подношение,​ так как он или она (податель/​подательница)приобретает таким образом добродетель,​ но Рёкан всегда держал в голове дзен-буддистские стихи: "​Помни сколько усилий приложили крестьяне,​ чтоб вырастить пищу"​. Вместо того, чтоб смотреть просто вперед в молчании и принимать пищу без знака внимания,​ как предписывает традиция,​ Рёкан держал плошку почтительно с сердцем полным благодарности каждый раз, получая подаяние. Низко кланялся и просил благословения Будды каждый раз проходя мимо работающих на рисовых полях крестьян. Он провел много часов в молитвах за них:
Строка 64: Строка 63:
 Может природа улыбнется нам\\ ​ Может природа улыбнется нам\\ ​
 И мы разделим ее милость.\\ ​ И мы разделим ее милость.\\ ​
-<​color ​blue>+</color>
  
 Если урожай был особенно щедрым,​ иногда Рёкан мог взять часть без спроса. Однажды,​ он оставил стих на дереве для местного крестьянина Если урожай был особенно щедрым,​ иногда Рёкан мог взять часть без спроса. Однажды,​ он оставил стих на дереве для местного крестьянина
Строка 74: Строка 73:
 На твой сад\\ ​ На твой сад\\ ​
 Поесть диких яблок.\\ ​ Поесть диких яблок.\\ ​
-<​color ​blue>+</color>
  
 Иногда,​ подаяние было неожиданным:​ Иногда,​ подаяние было неожиданным:​
Строка 99: Строка 98:
 Но теперь,​ когда я богат -\\  Но теперь,​ когда я богат -\\ 
 Будда будет лакомиться сливами и картофелем.\\ ​ Будда будет лакомиться сливами и картофелем.\\ ​
-<​color ​blue>+</color>
  
 Рёкан был известен тем, что использовал все до крошки из еды. Если что-нибудь оставалось,​ он складывал это в глиняный горшок. Естественно,​ пища портилась и гнила, в ней заводились личинки. Однажды кто-то увидел,​ как Рёкан ел из этого горшка. "Не ешь это"​ - воскликнул посетитель - "​это испортилось и там личинки"​. "​Нет,​ нет, все в порядке"​- отвечал Рёкан - "я позволяю личинкам сбежать до того, как съем и вкус - ничего"​. Рёкан был известен тем, что использовал все до крошки из еды. Если что-нибудь оставалось,​ он складывал это в глиняный горшок. Естественно,​ пища портилась и гнила, в ней заводились личинки. Однажды кто-то увидел,​ как Рёкан ел из этого горшка. "Не ешь это"​ - воскликнул посетитель - "​это испортилось и там личинки"​. "​Нет,​ нет, все в порядке"​- отвечал Рёкан - "я позволяю личинкам сбежать до того, как съем и вкус - ничего"​.
Строка 131: Строка 130:
 Среди камней\\ ​ Среди камней\\ ​
 Заставил меня забыть причину.\\ ​ Заставил меня забыть причину.\\ ​
-<​color ​blue>+</color>
  
 В своих походах за подаянием,​ Рёкан часто останавливался для помощи односельчанам в работе по дому - чистил овощи, рубил дрова, разжигал очаг. Если ж никакой особенной помощи не требовалось,​ он тихонько сидел в углу, совершая медитируя. Он был отличным врачом и лечил больных членов семьи, применяя массаж и целебные травы. Однако,​ когда его просили прийти на следующий день, он отвечал:​ "​Простите,​ не могу обещать. Мы никогда не знаем, что принесет следующий день"​. В своих походах за подаянием,​ Рёкан часто останавливался для помощи односельчанам в работе по дому - чистил овощи, рубил дрова, разжигал очаг. Если ж никакой особенной помощи не требовалось,​ он тихонько сидел в углу, совершая медитируя. Он был отличным врачом и лечил больных членов семьи, применяя массаж и целебные травы. Однако,​ когда его просили прийти на следующий день, он отвечал:​ "​Простите,​ не могу обещать. Мы никогда не знаем, что принесет следующий день"​.
Строка 158: Строка 157:
 Мне надо поспешить-\\ ​ Мне надо поспешить-\\ ​
 Встретиться с детьми\\ ​ Встретиться с детьми\\ ​
-<​color ​blue>+</color>
  
 Однажды,​ Рёкан играя с детьми в прятки,​ спрятался в хлеву. Дети знали, где он спрятался и решили подшутить:​ убежали не предупредив его, что игра закончилась. На следующее утро жена фермера крестьянина,​ войдя в хлев, увидела Рёкана прячущегося в углу. "​Что ты здесь делаешь,​ Рёкан?"​ - спросила она. "​Пожалуйста тише",​ - прошептал он - "а то дети найдут меня"​. Однажды,​ Рёкан играя с детьми в прятки,​ спрятался в хлеву. Дети знали, где он спрятался и решили подшутить:​ убежали не предупредив его, что игра закончилась. На следующее утро жена фермера крестьянина,​ войдя в хлев, увидела Рёкана прячущегося в углу. "​Что ты здесь делаешь,​ Рёкан?"​ - спросила она. "​Пожалуйста тише",​ - прошептал он - "а то дети найдут меня"​.
Строка 174: Строка 173:
 белеют\\ ​ белеют\\ ​
 от снега\\ ​ от снега\\ ​
-<​color ​blue>+</color>
  
 Современники говорили о Рёкане:​ Современники говорили о Рёкане:​
Строка 188: Строка 187:
 Сердце,​ подобном сердцу\\ ​ Сердце,​ подобном сердцу\\ ​
 Никогда не презирающего Бодхисаттвы.\\ ​ Никогда не презирающего Бодхисаттвы.\\ ​
-<​color ​blue>+</color>
  
 Рёкан слегка подтрунивал над озабоченностью некоторых буддистов-книжников по поводу слов и концепций,​ категорий и деталей. Рёкан слегка подтрунивал над озабоченностью некоторых буддистов-книжников по поводу слов и концепций,​ категорий и деталей.
Строка 211: Строка 210:
 Спасти\\ ​ Спасти\\ ​
 Каждого.\\ ​ Каждого.\\ ​
-<​color ​blue>+</color>
  
 В одной деревне жил сердитый паромщик. Он сильно раздражался,​ когда при нем кто-либо хвалил Рёкана. Однажды,​ когда Рёкан попросил перевести его на другую сторону реки, паромщик,​ резко повернул лодку и Рёкан упал в воду. Рёкан почти утонул,​ когда паромщик помог ему выбраться. Несмотря на очевидность того, что паромщик намеренно сделал это, Рёкан поблагодарил его. Не ожидая такого ответа,​ паромщик почувствовал стыд за этот и другие свои поступки. Позже, когда Рёкану понадобилось вернуться,​ паромщик признался ему в намеренности своего поступка и просил прощения. Рёкан только улыбался и просил не беспокоиться. Вслед за этим они распили кувшинчик сакэ. В одной деревне жил сердитый паромщик. Он сильно раздражался,​ когда при нем кто-либо хвалил Рёкана. Однажды,​ когда Рёкан попросил перевести его на другую сторону реки, паромщик,​ резко повернул лодку и Рёкан упал в воду. Рёкан почти утонул,​ когда паромщик помог ему выбраться. Несмотря на очевидность того, что паромщик намеренно сделал это, Рёкан поблагодарил его. Не ожидая такого ответа,​ паромщик почувствовал стыд за этот и другие свои поступки. Позже, когда Рёкану понадобилось вернуться,​ паромщик признался ему в намеренности своего поступка и просил прощения. Рёкан только улыбался и просил не беспокоиться. Вслед за этим они распили кувшинчик сакэ.
Строка 225: Строка 224:
 Столько опавших листьев,​\\ ​ Столько опавших листьев,​\\ ​
 Что можно развести огонь\\ ​ Что можно развести огонь\\ ​
-<​color ​blue>+</color>
  
 Самурай в согласии кивнул и удалился. Самурай в согласии кивнул и удалился.
Строка 235: Строка 234:
 Но оставил тебя -\\  Но оставил тебя -\\ 
 Луна в окне\\ ​ Луна в окне\\ ​
-<​color ​blue>+</color>
  
 Рёкан не любил помпезность и церемонность. Однажды,​ он был приглашен на формальное чаепитие в богатый дом. Хозяин был горд своей роскошной одеждой и гости были завернуты в кимоно из дорогой парчи их Киото. В то время как Рёкан пришел в своем замызганном,​ заплатанном рубище. Он глотнул густой чай и воскликнул - "​Какой горький! Ужасный вкус"​. - затем вылил чай обратно в горшок. И он продолжал в том же духе: Чистил свой нос и норовил вытереть содержимое о рукава соседа. Рёкан не любил помпезность и церемонность. Однажды,​ он был приглашен на формальное чаепитие в богатый дом. Хозяин был горд своей роскошной одеждой и гости были завернуты в кимоно из дорогой парчи их Киото. В то время как Рёкан пришел в своем замызганном,​ заплатанном рубище. Он глотнул густой чай и воскликнул - "​Какой горький! Ужасный вкус"​. - затем вылил чай обратно в горшок. И он продолжал в том же духе: Чистил свой нос и норовил вытереть содержимое о рукава соседа.
Строка 253: Строка 252:
 Мы могли бы провести всю ночь\\ ​ Мы могли бы провести всю ночь\\ ​
 За разговором,​ здесь, в хижине.\\ ​ За разговором,​ здесь, в хижине.\\ ​
-<​color ​blue>+</color>
  
 Рёкан всегда был рад гостям и часто посылал приглашения:​ Рёкан всегда был рад гостям и часто посылал приглашения:​
Строка 275: Строка 274:
 Тебе серенаду и я\\  Тебе серенаду и я\\ 
 Познакомлю тебя с лесом в лунном свете.\\ ​ Познакомлю тебя с лесом в лунном свете.\\ ​
-<​color ​blue>+</color>
  
 Когда к Рёкану приходили гости, Рёкан подносил им миску для полоскания рук. Гости протестовали:​ "​Это твоя миска для еды! Мы не можем мыть в ней руки!"​ На что Рёкан отвечал:​ "​Нет,​ нет! Это единственная миска в доме и она одинаково хорошо служит для еды, воды и полоскания рук. Более того, я нашел ее в чащобе. Кто-то выбросил ее, а я дал ей новый дом."​ Когда к Рёкану приходили гости, Рёкан подносил им миску для полоскания рук. Гости протестовали:​ "​Это твоя миска для еды! Мы не можем мыть в ней руки!"​ На что Рёкан отвечал:​ "​Нет,​ нет! Это единственная миска в доме и она одинаково хорошо служит для еды, воды и полоскания рук. Более того, я нашел ее в чащобе. Кто-то выбросил ее, а я дал ей новый дом."​
Строка 302: Строка 301:
 Как насчет\\ ​ Как насчет\\ ​
 Последней чашки теплого сакэ?​\\ ​ Последней чашки теплого сакэ?​\\ ​
-<​color ​blue>+</color>
  
 Написание стихов для Рёкана как бы служило ненавязчивой буддистской церемонией. Технически,​ Рёкан был под влиянием классической японской и китайской поэзии,​ но чаще всего, игнорировал правила и писал как ему хочется. Написание стихов для Рёкана как бы служило ненавязчивой буддистской церемонией. Технически,​ Рёкан был под влиянием классической японской и китайской поэзии,​ но чаще всего, игнорировал правила и писал как ему хочется.
Строка 325: Строка 324:
 Поднимаю взгляд к небу,​\\ ​ Поднимаю взгляд к небу,​\\ ​
 Слезы текут по щекам.\\ ​ Слезы текут по щекам.\\ ​
-<​color ​blue>+</color>
  
 Рёкан чувствовал особое родство с Канзаном,​ легендарным китайским дзенским эксцентриком и поэтом жившим во времена династии Т"​анг. Канзан был также любимцем Хакуина,​ который написал длинные комментарии к стихам Канзана и часто изображал его в своем творчестве). Стихотворение Канзана:​ Рёкан чувствовал особое родство с Канзаном,​ легендарным китайским дзенским эксцентриком и поэтом жившим во времена династии Т"​анг. Канзан был также любимцем Хакуина,​ который написал длинные комментарии к стихам Канзана и часто изображал его в своем творчестве). Стихотворение Канзана:​
Строка 337: Строка 336:
 Пусть тысяча волшебников явятся исполнить любое желание!\\ ​ Пусть тысяча волшебников явятся исполнить любое желание!\\ ​
 У меня уже есть Верховный Будда\\ ​ У меня уже есть Верховный Будда\\ ​
-<​color ​blue>+</color>
  
 Рёкан сочинил эти стихи в том же стиле: Рёкан сочинил эти стихи в том же стиле:
Строка 350: Строка 349:
 О чем мучиться?​\\ ​ О чем мучиться?​\\ ​
 В чем сомневаться?​\\ ​ В чем сомневаться?​\\ ​
-<​color ​blue>+</color>
  
 Каллиграфия Рёкана даже больше ценилась чем его поэзия - возвышенно прекрасная и восхитительно неправильная форма иероглифов в комбинации с чистотой и теплотой содержания значительно повлияла на японское искусство. Каллиграфия Рёкана даже больше ценилась чем его поэзия - возвышенно прекрасная и восхитительно неправильная форма иероглифов в комбинации с чистотой и теплотой содержания значительно повлияла на японское искусство.
Строка 363: Строка 362:
 Теперь все, что слышу от людей\\ ​ Теперь все, что слышу от людей\\ ​
 "​Напиши нам стихи! Напиши нам стихи!"​\\ ​ "​Напиши нам стихи! Напиши нам стихи!"​\\ ​
-<​color ​blue>+</color>
  
 Когда Рёкан понял, что некоторые люди просят его каллиграфию для показа,​ игнорируя дзенское содержание,​ он стал отказывать им с извинениями. Это приводило к смешным ситуациям. Когда Рёкан понял, что некоторые люди просят его каллиграфию для показа,​ игнорируя дзенское содержание,​ он стал отказывать им с извинениями. Это приводило к смешным ситуациям.

Свои инструменты