Вы находитесь здесь: Haikupedia - энциклопедия хайку » Рекан
Различия
Здесь показаны различия между выбранной ревизией и текущей версией данной страницы.
рекан [2009/11/29 13:45] reflex_blue |
рекан [2009/11/29 13:47] (текущий) reflex_blue |
||
---|---|---|---|
Строка 20: | Строка 20: | ||
Однажды Рёкан путешествовал с молодым монахом. В одном чайном доме им предложили в пищу, блюдо с рыбой. Молодой монах оставил рабу нетронутой по ортодоксальной буддистской традиции, но Рёкан проглотил ее в один момент. | Однажды Рёкан путешествовал с молодым монахом. В одном чайном доме им предложили в пищу, блюдо с рыбой. Молодой монах оставил рабу нетронутой по ортодоксальной буддистской традиции, но Рёкан проглотил ее в один момент. | ||
- | "Эта блюдо с рыбой, ты же знаешь", - сказал монах Рёкану. | + | "Эта блюдо с рыбой, ты же знаешь", - сказал монах Рёкану.\\ |
"Да, это было очень вкусно", - ответил Рёкан с улыбкой. | "Да, это было очень вкусно", - ответил Рёкан с улыбкой. | ||
Строка 54: | Строка 53: | ||
Одна у меня миска и одно рубище\\ | Одна у меня миска и одно рубище\\ | ||
Жизнь дзенского монаха воистину свободна!\\ | Жизнь дзенского монаха воистину свободна!\\ | ||
- | <color blue> | + | </color> |
Согласно ортодоксальным буддистским канонам, подаятель милостыни должен быть благодарен монаху принявшему его подношение, так как он или она (податель/подательница)приобретает таким образом добродетель, но Рёкан всегда держал в голове дзен-буддистские стихи: "Помни сколько усилий приложили крестьяне, чтоб вырастить пищу". Вместо того, чтоб смотреть просто вперед в молчании и принимать пищу без знака внимания, как предписывает традиция, Рёкан держал плошку почтительно с сердцем полным благодарности каждый раз, получая подаяние. Низко кланялся и просил благословения Будды каждый раз проходя мимо работающих на рисовых полях крестьян. Он провел много часов в молитвах за них: | Согласно ортодоксальным буддистским канонам, подаятель милостыни должен быть благодарен монаху принявшему его подношение, так как он или она (податель/подательница)приобретает таким образом добродетель, но Рёкан всегда держал в голове дзен-буддистские стихи: "Помни сколько усилий приложили крестьяне, чтоб вырастить пищу". Вместо того, чтоб смотреть просто вперед в молчании и принимать пищу без знака внимания, как предписывает традиция, Рёкан держал плошку почтительно с сердцем полным благодарности каждый раз, получая подаяние. Низко кланялся и просил благословения Будды каждый раз проходя мимо работающих на рисовых полях крестьян. Он провел много часов в молитвах за них: | ||
Строка 64: | Строка 63: | ||
Может природа улыбнется нам\\ | Может природа улыбнется нам\\ | ||
И мы разделим ее милость.\\ | И мы разделим ее милость.\\ | ||
- | <color blue> | + | </color> |
Если урожай был особенно щедрым, иногда Рёкан мог взять часть без спроса. Однажды, он оставил стих на дереве для местного крестьянина | Если урожай был особенно щедрым, иногда Рёкан мог взять часть без спроса. Однажды, он оставил стих на дереве для местного крестьянина | ||
Строка 74: | Строка 73: | ||
На твой сад\\ | На твой сад\\ | ||
Поесть диких яблок.\\ | Поесть диких яблок.\\ | ||
- | <color blue> | + | </color> |
Иногда, подаяние было неожиданным: | Иногда, подаяние было неожиданным: | ||
Строка 99: | Строка 98: | ||
Но теперь, когда я богат -\\ | Но теперь, когда я богат -\\ | ||
Будда будет лакомиться сливами и картофелем.\\ | Будда будет лакомиться сливами и картофелем.\\ | ||
- | <color blue> | + | </color> |
Рёкан был известен тем, что использовал все до крошки из еды. Если что-нибудь оставалось, он складывал это в глиняный горшок. Естественно, пища портилась и гнила, в ней заводились личинки. Однажды кто-то увидел, как Рёкан ел из этого горшка. "Не ешь это" - воскликнул посетитель - "это испортилось и там личинки". "Нет, нет, все в порядке"- отвечал Рёкан - "я позволяю личинкам сбежать до того, как съем и вкус - ничего". | Рёкан был известен тем, что использовал все до крошки из еды. Если что-нибудь оставалось, он складывал это в глиняный горшок. Естественно, пища портилась и гнила, в ней заводились личинки. Однажды кто-то увидел, как Рёкан ел из этого горшка. "Не ешь это" - воскликнул посетитель - "это испортилось и там личинки". "Нет, нет, все в порядке"- отвечал Рёкан - "я позволяю личинкам сбежать до того, как съем и вкус - ничего". | ||
Строка 131: | Строка 130: | ||
Среди камней\\ | Среди камней\\ | ||
Заставил меня забыть причину.\\ | Заставил меня забыть причину.\\ | ||
- | <color blue> | + | </color> |
В своих походах за подаянием, Рёкан часто останавливался для помощи односельчанам в работе по дому - чистил овощи, рубил дрова, разжигал очаг. Если ж никакой особенной помощи не требовалось, он тихонько сидел в углу, совершая медитируя. Он был отличным врачом и лечил больных членов семьи, применяя массаж и целебные травы. Однако, когда его просили прийти на следующий день, он отвечал: "Простите, не могу обещать. Мы никогда не знаем, что принесет следующий день". | В своих походах за подаянием, Рёкан часто останавливался для помощи односельчанам в работе по дому - чистил овощи, рубил дрова, разжигал очаг. Если ж никакой особенной помощи не требовалось, он тихонько сидел в углу, совершая медитируя. Он был отличным врачом и лечил больных членов семьи, применяя массаж и целебные травы. Однако, когда его просили прийти на следующий день, он отвечал: "Простите, не могу обещать. Мы никогда не знаем, что принесет следующий день". | ||
Строка 158: | Строка 157: | ||
Мне надо поспешить-\\ | Мне надо поспешить-\\ | ||
Встретиться с детьми\\ | Встретиться с детьми\\ | ||
- | <color blue> | + | </color> |
Однажды, Рёкан играя с детьми в прятки, спрятался в хлеву. Дети знали, где он спрятался и решили подшутить: убежали не предупредив его, что игра закончилась. На следующее утро жена фермера крестьянина, войдя в хлев, увидела Рёкана прячущегося в углу. "Что ты здесь делаешь, Рёкан?" - спросила она. "Пожалуйста тише", - прошептал он - "а то дети найдут меня". | Однажды, Рёкан играя с детьми в прятки, спрятался в хлеву. Дети знали, где он спрятался и решили подшутить: убежали не предупредив его, что игра закончилась. На следующее утро жена фермера крестьянина, войдя в хлев, увидела Рёкана прячущегося в углу. "Что ты здесь делаешь, Рёкан?" - спросила она. "Пожалуйста тише", - прошептал он - "а то дети найдут меня". | ||
Строка 174: | Строка 173: | ||
белеют\\ | белеют\\ | ||
от снега\\ | от снега\\ | ||
- | <color blue> | + | </color> |
Современники говорили о Рёкане: | Современники говорили о Рёкане: | ||
Строка 188: | Строка 187: | ||
Сердце, подобном сердцу\\ | Сердце, подобном сердцу\\ | ||
Никогда не презирающего Бодхисаттвы.\\ | Никогда не презирающего Бодхисаттвы.\\ | ||
- | <color blue> | + | </color> |
Рёкан слегка подтрунивал над озабоченностью некоторых буддистов-книжников по поводу слов и концепций, категорий и деталей. | Рёкан слегка подтрунивал над озабоченностью некоторых буддистов-книжников по поводу слов и концепций, категорий и деталей. | ||
Строка 211: | Строка 210: | ||
Спасти\\ | Спасти\\ | ||
Каждого.\\ | Каждого.\\ | ||
- | <color blue> | + | </color> |
В одной деревне жил сердитый паромщик. Он сильно раздражался, когда при нем кто-либо хвалил Рёкана. Однажды, когда Рёкан попросил перевести его на другую сторону реки, паромщик, резко повернул лодку и Рёкан упал в воду. Рёкан почти утонул, когда паромщик помог ему выбраться. Несмотря на очевидность того, что паромщик намеренно сделал это, Рёкан поблагодарил его. Не ожидая такого ответа, паромщик почувствовал стыд за этот и другие свои поступки. Позже, когда Рёкану понадобилось вернуться, паромщик признался ему в намеренности своего поступка и просил прощения. Рёкан только улыбался и просил не беспокоиться. Вслед за этим они распили кувшинчик сакэ. | В одной деревне жил сердитый паромщик. Он сильно раздражался, когда при нем кто-либо хвалил Рёкана. Однажды, когда Рёкан попросил перевести его на другую сторону реки, паромщик, резко повернул лодку и Рёкан упал в воду. Рёкан почти утонул, когда паромщик помог ему выбраться. Несмотря на очевидность того, что паромщик намеренно сделал это, Рёкан поблагодарил его. Не ожидая такого ответа, паромщик почувствовал стыд за этот и другие свои поступки. Позже, когда Рёкану понадобилось вернуться, паромщик признался ему в намеренности своего поступка и просил прощения. Рёкан только улыбался и просил не беспокоиться. Вслед за этим они распили кувшинчик сакэ. | ||
Строка 225: | Строка 224: | ||
Столько опавших листьев,\\ | Столько опавших листьев,\\ | ||
Что можно развести огонь\\ | Что можно развести огонь\\ | ||
- | <color blue> | + | </color> |
Самурай в согласии кивнул и удалился. | Самурай в согласии кивнул и удалился. | ||
Строка 235: | Строка 234: | ||
Но оставил тебя -\\ | Но оставил тебя -\\ | ||
Луна в окне\\ | Луна в окне\\ | ||
- | <color blue> | + | </color> |
Рёкан не любил помпезность и церемонность. Однажды, он был приглашен на формальное чаепитие в богатый дом. Хозяин был горд своей роскошной одеждой и гости были завернуты в кимоно из дорогой парчи их Киото. В то время как Рёкан пришел в своем замызганном, заплатанном рубище. Он глотнул густой чай и воскликнул - "Какой горький! Ужасный вкус". - затем вылил чай обратно в горшок. И он продолжал в том же духе: Чистил свой нос и норовил вытереть содержимое о рукава соседа. | Рёкан не любил помпезность и церемонность. Однажды, он был приглашен на формальное чаепитие в богатый дом. Хозяин был горд своей роскошной одеждой и гости были завернуты в кимоно из дорогой парчи их Киото. В то время как Рёкан пришел в своем замызганном, заплатанном рубище. Он глотнул густой чай и воскликнул - "Какой горький! Ужасный вкус". - затем вылил чай обратно в горшок. И он продолжал в том же духе: Чистил свой нос и норовил вытереть содержимое о рукава соседа. | ||
Строка 253: | Строка 252: | ||
Мы могли бы провести всю ночь\\ | Мы могли бы провести всю ночь\\ | ||
За разговором, здесь, в хижине.\\ | За разговором, здесь, в хижине.\\ | ||
- | <color blue> | + | </color> |
Рёкан всегда был рад гостям и часто посылал приглашения: | Рёкан всегда был рад гостям и часто посылал приглашения: | ||
Строка 275: | Строка 274: | ||
Тебе серенаду и я\\ | Тебе серенаду и я\\ | ||
Познакомлю тебя с лесом в лунном свете.\\ | Познакомлю тебя с лесом в лунном свете.\\ | ||
- | <color blue> | + | </color> |
Когда к Рёкану приходили гости, Рёкан подносил им миску для полоскания рук. Гости протестовали: "Это твоя миска для еды! Мы не можем мыть в ней руки!" На что Рёкан отвечал: "Нет, нет! Это единственная миска в доме и она одинаково хорошо служит для еды, воды и полоскания рук. Более того, я нашел ее в чащобе. Кто-то выбросил ее, а я дал ей новый дом." | Когда к Рёкану приходили гости, Рёкан подносил им миску для полоскания рук. Гости протестовали: "Это твоя миска для еды! Мы не можем мыть в ней руки!" На что Рёкан отвечал: "Нет, нет! Это единственная миска в доме и она одинаково хорошо служит для еды, воды и полоскания рук. Более того, я нашел ее в чащобе. Кто-то выбросил ее, а я дал ей новый дом." | ||
Строка 302: | Строка 301: | ||
Как насчет\\ | Как насчет\\ | ||
Последней чашки теплого сакэ?\\ | Последней чашки теплого сакэ?\\ | ||
- | <color blue> | + | </color> |
Написание стихов для Рёкана как бы служило ненавязчивой буддистской церемонией. Технически, Рёкан был под влиянием классической японской и китайской поэзии, но чаще всего, игнорировал правила и писал как ему хочется. | Написание стихов для Рёкана как бы служило ненавязчивой буддистской церемонией. Технически, Рёкан был под влиянием классической японской и китайской поэзии, но чаще всего, игнорировал правила и писал как ему хочется. | ||
Строка 325: | Строка 324: | ||
Поднимаю взгляд к небу,\\ | Поднимаю взгляд к небу,\\ | ||
Слезы текут по щекам.\\ | Слезы текут по щекам.\\ | ||
- | <color blue> | + | </color> |
Рёкан чувствовал особое родство с Канзаном, легендарным китайским дзенским эксцентриком и поэтом жившим во времена династии Т"анг. Канзан был также любимцем Хакуина, который написал длинные комментарии к стихам Канзана и часто изображал его в своем творчестве). Стихотворение Канзана: | Рёкан чувствовал особое родство с Канзаном, легендарным китайским дзенским эксцентриком и поэтом жившим во времена династии Т"анг. Канзан был также любимцем Хакуина, который написал длинные комментарии к стихам Канзана и часто изображал его в своем творчестве). Стихотворение Канзана: | ||
Строка 337: | Строка 336: | ||
Пусть тысяча волшебников явятся исполнить любое желание!\\ | Пусть тысяча волшебников явятся исполнить любое желание!\\ | ||
У меня уже есть Верховный Будда\\ | У меня уже есть Верховный Будда\\ | ||
- | <color blue> | + | </color> |
Рёкан сочинил эти стихи в том же стиле: | Рёкан сочинил эти стихи в том же стиле: | ||
Строка 350: | Строка 349: | ||
О чем мучиться?\\ | О чем мучиться?\\ | ||
В чем сомневаться?\\ | В чем сомневаться?\\ | ||
- | <color blue> | + | </color> |
Каллиграфия Рёкана даже больше ценилась чем его поэзия - возвышенно прекрасная и восхитительно неправильная форма иероглифов в комбинации с чистотой и теплотой содержания значительно повлияла на японское искусство. | Каллиграфия Рёкана даже больше ценилась чем его поэзия - возвышенно прекрасная и восхитительно неправильная форма иероглифов в комбинации с чистотой и теплотой содержания значительно повлияла на японское искусство. | ||
Строка 363: | Строка 362: | ||
Теперь все, что слышу от людей\\ | Теперь все, что слышу от людей\\ | ||
"Напиши нам стихи! Напиши нам стихи!"\\ | "Напиши нам стихи! Напиши нам стихи!"\\ | ||
- | <color blue> | + | </color> |
Когда Рёкан понял, что некоторые люди просят его каллиграфию для показа, игнорируя дзенское содержание, он стал отказывать им с извинениями. Это приводило к смешным ситуациям. | Когда Рёкан понял, что некоторые люди просят его каллиграфию для показа, игнорируя дзенское содержание, он стал отказывать им с извинениями. Это приводило к смешным ситуациям. |
Вы посетили: • 17-слогов